Толпа и публика
Аннотация
Последнее десятилетие протестов продемонстрировало подрывную силу толпы. Когда гдето собирается толпа, не поддерживаемая ни государством, ни капиталом, она создает момент политической непредсказуемости, возможность для политической субъективации. В отличие от фикции публичной сферы, которая подменяет фантазией о едином поле делиберативных процессов актуальность пристрастной борьбы, толпа выражает парадоксальную власть народа как политического субъекта. Она высвечивает атрибуты, отличающие контингентное, гетерогенное единство коллективов, атрибуты, которые упускаются в ошибочных описаниях политического поля, состоящего из индивидов и функционирующего посредством процедур демократической делиберации. Политика толпы манифестирует себя не как деятельность делиберации, выбора и решения, но как разрывы и зазоры, в непредсказуемости захватывающего дела; она связана с коллективной храбростью, направленной интенсивностью и способностью сплочения. Однако это не означает, что толпа есть политический субъект. Толпа — это Реальное, провоцирующее политический субъект. Это необходимый, но неполный компонент политической субъективности, подрывная мощь осознающего себя количества, чувствующего свою собственную силу.
Литература
Barabási, AlbertLászló (2003). Linked: How Everything Is Connected to Everything Else and What It Means for Business, Science, and Everyday Life. New York: Plume.
Benjamin, Walter (1978). “On Some Motifs in Baudelaire.” In Illuminations, trans. Harry Zohn, ed. Hannah Arendt, 155–200. New York: Schocken Books.
Borch, Christian (2012). The Politics of Crowds: An Alternative History of Sociology. Cam- bridge: Cambridge University Press.
Brennan, Teresa (2004). The Transmission of Affect. Ithaca, NY: Cornell University Press.
Buford, Bill (1993). Among the Thugs. New York: Vintage Departures.
Canetti, Elias (1984). Crowds and Power. New York: Noonday Press.
Dean, Jodi (2002). Publicity’s Secret. Ithaca, NY: Cornell University Press.
Dean, Jodi (2009). Democracy and Other Neoliberal Fantasies. Durham, NC: Duke Univer- sity Press.
Dean, Jodi (2010a). Blog Theory. Cambridge: Polity Press.
Dean, Jodi (2010b). “The Real Internet.” International Journal of Žižek Studies 4.1: 1–22.
Dean, Jodi (2012). The Communist Horizon. London: Verso.
Dean, Jodi (2016). “Enclosing the Subject.” Political Theory 44.3: 363–93.
Falasca-Zamponi, Simonetta (1997). Fascist Spectacle: The Aesthetics of Power in Mus- solini’s Italy. Berkeley: University of California Press.
Frank, Jason (2010). Constituent Moments. Durham, NC: Duke University Press.
Freud, Sigmund (1955). “Group Psychology and the Analysis of the Ego.” In The Stan- dard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, trans. and ed. James Strachey, Vol. 18, 65–144. London: Hogarth Press.
Habermas, Jürgen (1989). Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge, MA: MIT Press.
“Headlines” (2013) Democracy Now! 2 December. https://www.democracynow.org/2013/12/2/headlines#1223
Hobsbawm, Eric J. (1959). Primitive Rebels: Studies in Archaic Forms of Social Movement in the Nineteenth and Twentieth Centuries. Manchester: University of Manchester Press.
Holland, Eugene W. (2011). Nomad Citizenship: Free-Market Communism and the Slow- Motion General Strike. Minneapolis: University of Minnesota Press.
Howe, Jeff (2008). Crowdsourcing: Why the Power of the Crow Is Driving the Future of Busi- ness. New York: Crown Business.
Jonsson, Stefan (2013). Crowds and Democracy: The Idea and Image of the Masses from Revolution to Fascism. New York: Columbia University Press.
Kenyon-Dean, Kian (2015). “Social Force.” Graphite, 26 May 2015. http://graphitepubli-cations.com/social-force/
Le Bon, Gustave (2001). The Crowd: A Study of the Popular Mind [1896]. Kitchener, ON: Batoche Books.
Marx, Karl. (1871). “Letter to Ludwig Kugelman.” Marxists Internet Archive. https://www.marxists.org/archive/marx/works/1871/letters/71_04_12.html
Marx, Karl (1972). “The Critique of the Gotha Program.” In The Marx-Engels Reader, trans. and ed. Robert C. Tucker, 525–41. New York: W. W. Norton.
Mazzarella, William (2010). “The Myth of the Multitude, or, Who’s Afraid of the Crowd?” Critical Inquiry 36.4: 697–727.
Mitchell, W. J. T. (1994). “The Violence of Public Art: Do the Right Thing.” In Picture Theory: Essays on Verbal and Visual Representation, 371–96. Chicago: University of Chicago Press.
Mouffe, Chantal (2000). The Democratic Paradox. London: Verso.
Mouffe, Chantal (2005). On the Political. London: Routledge.
Ortega y Gasset, José (1930). The Revolt of the Masses. New York: W.W. Norton.
Rheingold, Howard (2002). Smart Mobs: The Next Social Revolution. New York: Basic Books.
Rudé, George (1995). Ideology and Popular Protest. Chapel Hill: University of North Carolina Press.
Schmitt, Carl (1996). The Concept of the Political. Chicago: University of Chicago Press.
Shirky, Clay (2008). Here Comes Everybody: The Power of Organizing without Organizations. New York: Penguin Press.
Surowiecki, James (2004). The Wisdom of Crowds: Why the Many Are Smarter Than the Few and How Collective Wisdom Shapes Business, Economies, Societies, and Nations. New York: Doubleday.
Taine, Hipployte (1878). The Revolution. Trans. John Durand. London: Daldy, Isbister & Co.
Woods, Gordon S. (1969). The Creation of the American Republic, 1776–1787. Chapel Hill: University of North Carolina Press.
Žižek, Slavoj (1996). The Indivisible Remainder: On Schelling and Related Matters. Lon- don: Verso.
Žižek, Slavoj (1997). The Plague of Fantasies. London: Verso.
Žižek, Slavoj (1999). The Ticklish Subject. London: Verso.
Copyright (c) 2017 Стасис
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.