Чему Альтюссер может научить нас об уличном театре – и наоборот

  • Gregor Moder
Ключевые слова: Альтюссер, идеология, интерпелляция, политическое искусство, уличный театр

Аннотация

Определяющей чертой уличных представлений является то, что они застают врасплох идущих по своим делам прохожих. Они превращают ни о чем не подозревающих людей в активных участников представления. Это позволяет нам сравнивать преображающее действие уличного театра с тем, что философ Луи Альтюссер характеризовал как действие идеологической интерпелляции. В первой части статьи обсуждаются различные способы того, как можно развести эти две интерпелляции, при этом привлекаются работы Роберта Фаллера, Младена Долара, Славоя Жижека и Блеза Паскаля. Во второй части анализируются такие примеры, как словенская группа Laibach, Повстанческая армия клоунов и протесты «стоящих людей» в Турции. Автор указывает, что эти художественные практики могут быть субверсивными по отношению к господствующей идеологии, если они занимают позицию «слепого пятна» этой идеологии.

Биография автора

Gregor Moder

PhD in Philosophy, Исследователь
Люблянский университет, Факультет искусств, Кафедра философии
Kongresni trg 12,  Ljubljana, Slovenia 1000
e-mail: gregor.moder@gmail.com 

Литература

Althusser, Louis (1969). For Marx. Trans. B. Brewster. New York & London: NLB. Althusser, Louis and Étienne Balibar (1970). Reading Capital. Trans. B. Brewster. New York & London: NLB.

Althusser, Louis (1971). Lenin and Philosophy and other Essays. Trans. B. Brewster. New York & London: NLB.

Bakhtin, Mikhail (2009). Rabelais and His World. Trans. Helene Iswolsky. Bloomington: Indiana University Press.

Dolar, Mladen (2012). “Mimezis in komedija.” Problemi. Vol. 50, No. 5–6: 63–80.

Kowsar, Mohammad (1983). “Althusser on Theatre.” Theatre Journal, Vol. 35, No. 4: 461–474.

Mannoni, Octave (2003). “I Know Well, but All the Same…” Trans. G.M. Goshgarian. In Perversion and the Social Relation, ed. Molly Anne Rothenberg, Dennis A. Foster, and Slavoj Žižek, 68–92. Durham: Duke University Press.

Pascal, Blaise (1958). Pensées. Trans. W.F. Trotter. New York: Dutton. Pfaller, Robert (2009). Die Illusionen der anderen. Über das Lustprinzip in der Kultur. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Rancière, Jacques (2011). Althusser’s Lesson. Transl. Emiliano Battista. London & New York: Continuum.

Žižek, Slavoj (1993a). “Why Are Laibach and NSK Not Fascists?” M’ARS—Časopis Mo- derne galerije, Vol. 5, No. 3/4: 3–4.

Žižek, Slavoj (1993b). Tarrying with the Negative. Kant, Hegel and the Critique of Ideology. Durham: Duke University Press.

Žižek, Slavoj (2008). The Sublime Object of Ideology. London & New York: Verso.
Опубликован
2014-06-25
Как цитировать
Moder, G. (2014). Чему Альтюссер может научить нас об уличном театре – и наоборот. Stasis, 2(1). извлечено от https://stasisjournal.net/index.php/journal/article/view/68

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)