Необнуленное ничто: Вальтер Беньямин и понятие мессианского

  • Sami R. Khatib
Ключевые слова: Вальтер Беньямин, Герман Коген, Джорджо Агамбен, мессианизм, нигилизм

Аннотация

Данная статья посвящена понятию мессианского у Вальтера Беньямина. Читая его загадочный «Теолого-политический фрагмент» (ок. 1921), я пришел к выводу о том, что мессианское есть недостижимое отношение, неопосредованное не-отношение «в промежутке» между историческим и мессианским. Следуя за прочтением мессианского времени как оставшегося времени, которое находится на «срезе среза» областей профанного и мессианского, предложенного Джорджо Агамбеном, я возвожу природу этой мессианской «промежуточности» к ранним исследованиям Беньямина, посвященным сооснователю марбургской школы неокантианства Герману Когену. Именно в трудах Когена мы можем обнаружить философскую структуру, позволяющую нам понимать мессианское как не-отношение, одновременно разделяющее и объединяющее исторический порядок профанного и пришествие мессианского царства (часть I). Рассматривая мессианское как не-отношение, я нахожу истоки структуры этой разделяющей связи в мессианском ничто.

Это необнуленное, нерефлексивное ничто не-опосредует и в конечном итоге закорачивает друг на друга историческое и мессианское, соотнося их друг с другом через минимальный разрыв — несводимое ничто, мессианский разлом, вводимый в порядок профанного (часть II). Если порядок профанного должен базироваться на идее счастья, а мессианский ритм в профанном порядке — это счастье как вечное разрушение всего мирского, то задачей подлинно профанной политики является нигилистическая борьба за это ателеологическое падение, то есть за высвобождение того мессианского ничто, которое бы безосновно основывало не-отношение между мессианским и историческим (часть III).

Биография автора

Sami R. Khatib

PhD in Philosophy, Преподаватель
Cвободный университет Берлина, Институт исследования медиа и коммуникаций 
Kaiserswerther Str. 16-18, Berlin, Germany 14195
e-mail: khatib.sami@gmail.com

Литература

Agamben, Giorgio (1993). “Time and History: Critique of the Instant and the Continuum.” In Giorgio Agamben, Infancy and History: The Destruction of Experience, trans. Liz Heron, 89–106. London & New York: Verso.

Agamben, Giorgio (2005). The Time That Remains: A Commentary on the Letter to the Romans. Trans. Patricia Dailey. Stanford: Stanford University Press.

Bataille, Georges (1997). The Bataille Reader. Ed. Fred Botting and Scott Wilson. Oxford & Malden, Mass.: Blackwell.

Benjamin, Walter (GS). Gesammelte Schriften, 7 Vols. Ed. Rolf Tiedemann and Hermann Schweppenhäuser. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1972–1989.

Benjamin, Walter (SW). Selected Writings, 4 Vols. Ed. Marcus Bollock, Michael W. Jennings, Howard Eiland, and Gary Smith. Cambridge, Mass.: Belknap Press, 1996– 2003.

Benjamin, Walter (1999). The Arcades Project. Trans. Howard Eiland and Kevin McLaughlin. Cambridge, Mass.: Belknap Press.

Cohen, Hermann (1929). Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums. Frankfurt am Main: Kaufmann.

Cohen, Hermann (1977). Logik der reinen Erkenntnis. Hildesheim: Georg Olms.

Cohen, Hermann (1984). Das Prinzip der Infinitesimal-Methode und seine Geschichte. Hildesheim: Georg Olms.

Derrida, Jacques (1994). Spectres of Marx: The State of the Debt, the Work of Mourning & the New International. Trans. Peggy Kamuf. London & New York: Routledge. Derrida, Jacques (1999). “Marx and Sons.” In Demarcations: A Symposium on Jacques

Derrida’s Specters of Marx, ed. Michael Sprinker. London & New York: Verso. Evans, Dylan (1996). An Introductory Dictionary of Lacanian Psychoanalysis. London &
New York: Routledge.

Gombrich, Ernst Hans (1976). The Heritage of Apelles: Studies in the Art of the Renaissance. Oxford: Phaidon Press.

Hamacher, Werner (2001). “Intensive Sprachen.” In Übersetzen: Walter Benjamin, ed. Christiaan Hart Nibbrig. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Hamacher, Werner (2002) “Guilt History: Benjamin’s Sketch ‘Capitalism as Religion.’” Trans. Kirk Wetters. Diacritics 32, N 3/4 (Autumn–Winter 2002): 81–106.

Hamacher, Werner (2003). “Schuldgeschichte. Benjamins Skizze ‘Kapitalismus als Religion.’” In Kapitalismus als Religion, ed. Dirk Baecker. Berlin: Kadmos.

Hamacher, Werner (2006). “Das Theologisch-politische Fragment.” In Benjamin

Handbuch. Leben — Werk — Wirkung, ed. Burkhardt Lindner. Stuttgart: Metzler. Hegel, G.W.F. (2010). The Science of Logic [1812–1816]. Trans. George Di Giovanni. Cambridge: Cambridge University Press.

Hegel, G.W.F. (1975). Aesthetics: Lectures on Fine Art, Vol. 1. Trans. T.M. Knox. Oxford: Oxford University Press.

Heidegger, Martin (1976). Was ist Metaphysik? [1929]. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.

Kant, Immanuel (1912). Gesammelte Schriften [Akademieausgabe], Vol. 2: Vorkritische Schriften II, 1757–1777. Ed. Königlich Preussischen Akademie der Wissen- schaften Berlin. Berlin: Georg Reimer.

Kant, Immanuel (1992). “Attempt to Introduce the Concept of Negative Magnitudes into Philosophy” [1763]. In Immanuel Kant, Theoretical Philosophy, 1755–1770, trans. and ed. David Walford, with Ralf Meerbote, 203–242. Cambridge & New York: Cambridge University Press.

Kant, Immanuel (1998). Critique of Pure Reason. Ed. Paul Guyer, Allen W. Wood. Trans.

Paul Guyer, Allen W. Wood. Ed. The Cambridge edition of the works of Immanuel Kant. Cambridge & New York: Cambridge University Press.

Lacan, Jacques (1981). The Seminar of Jacques Lacan, Book XI: The Four Fundamental Concepts of Psychoanalysis. Ed. Jacques-Alain Miller. Trans. Alan Sheridan. Lon- don & New York: W.W. Norton.

Lear, Jonathan (2000). Happiness, Death, and the Remainder of Life. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Lefort, Claude (2006). “The Permanence of the Theologico-Political?” In Political Theologies: Public Religions in a Post-Secular World, ed. Hent de Vries and Lawrence

E. Sullivan, 148–187. New York: Fordham University Press.

Lukács, Georg (1920). Theorie des Romans. Ein geschichtsphilosophischer Versuch über die Formen der großen Epik. Berlin: Paul Cassirer.

Marx, Karl (1962). Das Kapital. Kritik der politischen Ökonomie, Vol. 1. Berlin: Dietz. Nancy, Jean-Luc (1991). The Inoperative Community. Trans. Peter Connor, Lisa Garbus,

Michael Holland, and Simona Sawhney. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Nietzsche, Friedrich (1999). Sämtliche Werke. Kritische Studienausgabe in 15 Bänden. Ed. Giorgio Colli and Mazzino Montinari. Munich: Deutscher Taschenbuch Verlag.

Rosenzweig, Franz (1937). “‘Urzelle’ des Stern der Erlösung.” In Franz Rosenzweig, Kleinere Schriften. Berlin: Schocken.

Rosenzweig, Franz (1988). Der Stern der Erlösung. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Santner, Eric L. (2001). On the Psychotheology of Everyday Life: Reflections on Freud and Rosenzweig. Chicago: University of Chicago Press.

Scholem, Gershom (1970). “Schöpfung aus Nichts und Selbstverschränkung Gottes.” In Gershom Scholem, Über einige Grundbegriffe des Judentums. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Scholem, Gershom (1975). Walter Benjamin — die Geschichte einer Freundschaft. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Scholem, Gershom (1984) “Der Nihilismus als religiöses Phänomen.” In Judaica 4, ed. Rolf Tiedemann. Frankfurt am Main: Suhrkamp.

Scholem, Gershom (1992). Sabbatai Zwi. Der mystische Messias. Frankfurt am Main: Jüdischer Verlag.

Scholem, Gershom (2000). Tagebücher, Vol. 2. Frankfurt am Main: Jüdischer Verlag. Taubes, Jacob (1991). Abendländische Eschatologie. Munich: Matthes & Seitz.

Taubes, Jacob (1996). “Vom Adverb ‘nichts’ zum Substantiv ‘das Nichts’” [1975]. In Jacob Taubes, Vom Kult zur Kultur. Gesammelte Aufsätze zu einer Kritik der historischen Vernunft. Munich: Fink.

Tillich, Paul (1926). Das Dämonische. Ein Beitrag zur Sinndeutung der Geschichte. Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck).

Weber, Max (1988). Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie [1920]. Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck). UTB Edition.

Wohlfarth, Irving (2002). “Nihilistischer Messianismus. Zu Walter Benjamins Theologisch-politischen Fragment.” In ‘Jüdische’ und ‘christliche’ Sprachfigurationen im 20. Jahrhundert, ed. Ashraf Noor and Josef Wohlmuth. Paderborn: Ferdinand Schöningh.

Žižek, Slavoj (2001). The Ticklish Subject: The Absent Centre of Political Ontology. London: Verso.

Zupančič, Alenka (2003). The Shortest Shadow: Nietzsche’s Philosophy of the Two, Cambridge, Mass.: MIT Press.
Опубликован
2013-01-09
Как цитировать
Khatib, S. R. (2013). Необнуленное ничто: Вальтер Беньямин и понятие мессианского. Stasis, 1(1). извлечено от https://stasisjournal.net/index.php/journal/article/view/56