Основные понятия метафизики В.В. Бибихина (софия - странность - интерес)
Аннотация
В статье предпринята попытка вычленения и раскрытия ключевых понятий метафизики В.В. Бибихина, как она представлена в ряде его важнейших лекционных курсов. В роли таких понятий выступает триада «софия — странность — интерес», которая в какой-то мере является «переводом» на язык герменевтической ситуации отечественных девяностых соответствующей триады «мир — конечность — одиночество», вынесенной М. Хайдеггером в подзаголовок книги «Основные понятия метафизики». Как известно, Бибихин был переводчиком первых глав этой книги, как и ряда других важнейших работ Хайдеггера; несмотря на их существенное влияние, собственное метафизическое мышление Бибихина оказывается подлинно оригинальным, так как занято не конструированием какой-то особенной, «своей» системы, но воспроизводством здесь и сейчас, в конкретно-исторических обстоятельствах, изначального философского жеста чистого видения, на что указывает, в частности, его обращение к темам энергии, собственности, леса, а также постоянным вниманием к своеобразию русской действительности (по ту сторону «западнического» критицизма и «славянофильских» славословий). В заключительных частях статьи показано, насколько существенным для понимания мысли Бибихина является творчество Н.В. Гоголя, к текстам которого он периодически, явно или неявно, обращается.
Литература
Agamben, Giorgio (1999). Potentialities: Collected Essays in Philosophy. Stanford: Stan ford University Press.
Agamben, Giorgio (2004). The Open: Man and Animal. Trans. Kevin Attel. Stanford: Stanford University Press.
Agamben, Giorgio (2009). What is an Apparatus? and Other Essays. Trans. David Kishik and Stefan Pedatella. Stanford: Stanford University Press.
Agamben, Giorgio (2011). “What is a Commandment?” http://bat020.wordpress.com/ 2011/03/30/giorgio-agamben-what-is-a-commandment/. Accessed 02.07.2014.
Akhutin, Anatolii (2005). Povorotnye vremena [Changing times]. St. Petersburg: Nauka.
Barthes, Roland (1976). Sade, Fourier, Loyola. Trans. Richard Hiller. Berkeley: University of California Press.
Belyi, Andrei (1934). Masterstvo Gogolia [Gogol’s mastership]. Moscow: OGIZ.
Berger, Peter and Thomas Luckmann (1966). The Social Construction of Reality: A Trea- tise in the Sociology of Knowledge. New York: Penguin.
Bibikhin, Vladimir (1998). Uznai sebia [Know thyself]. St. Petersburg: Nauka.
Bibikhin, Vladimir (2000). “Logiko-filosofskii traktat Vitgenshteina” [Logic and philo sophical tractate by Wittgenstein] In Filosofiia na troikh: A.V. Akhutin, V.V. Bibikh- in, A. Piatigorskii. Riga: RaKa.
Bibikhin, Vladimir (2005a). Vvedenie v filosofiiu prava [Introduction to the philosophy of law]. Moscow: IF RAN.
Bibikhin, Vladimir (2005b). Vitgenshtein: smena aspekta [Wittgenstein: Shift of Aspect]. Moscow: Institut filosofii, teologii i istorii sv. Fomy.
Bibikhin, Vladimir (2009). Rannii Khaidegger: Materialy k seminaru [Early Heidegger. Materials for a Seminar]. Moscow: Institut filosofii, teologii i istorii sv. Fomy.
Bibikhin, Vladimir (2010). Energiia [Energy]. Moscow: Institut filosofii, teologii i istorii sv. Fomy.
Bibikhin, Vladimir (2011). Les. [Wood(s)]. St. Petersburg: Nauka.
Bibikhin, Vladimir (2012). Sobstvennost’: Filosofiia svoego [Property: The Philosophy of One’s Own]. St. Petersburg: Nauka.
Bulgakov, Sergei (1993). “Filosofiia khoziastva” 11. [The philosophy of household]. In Sochineniia v dvukh tomakh. Vol 1. Moscow: Nauka.
Deleuze, Gilles (1998). Essays Critical and Clinical. Trans. Daniel W. Smith and Michael A. Greco. New York: Verso.
Derrida, Jacques (1987) “Geschlecht II: Heidegger’s Hand.” Trans. John P. Leavy, Jr. In Deconstruction and Philosophy: The Texts of Jacques Derrida. Ed. John Sallis. Chi cago: University of Chicago Press.
Filippov, Aleksandr (2008). “K politiko-pravovoi filosofii prostranstva Karla Shmitta” [To political and juridical philosophy of space by Karl Schmitt]. In Schmitt, Karl. Nomos zemli v prave narodov jus publicum europaeum [Nomos of land in peoples’ law jus piblicum europaeum]. St. Petersburg: Vladimir Dal’.
Freid, Zigmund (2014). Psikhoanaliz, religiia, kul’tura [Psychoanalysis, religion, culture]. Moscow: Kanon+ ROOI Reabilitatsiia.
Gogol, Nikolai (1952). Sobranie sochinenii v shesti tomakh [Collection of works in 6 volu mes]. Vol. 3. Povesti. Moscow: GIKhL.
Gogol, Nikolai (1953). Sobranie sochinenii v shesti tomakh . [Collection of works in 6 vo lumes]. Vol. 5. Mertvyi dushi. Moscow: GIKhL.
Heidegger, Martin (1976). What Is Called Thinking? New York: Perennial.
Heidegger, Martin (1995). The Fundamental Concepts of Metaphysics: World, Finitude, Solitude. Trans. William McNeill and Nicholas Walker. Bloomington: Indiana Uni versity Press.
Hirschman, Albert (2013). The Passions and the Interests: Political Arguments for Capitalism before its Triumph. Princeton: Princeton University Press.
Khaidegger, Martin (2013). Osnovnye poniatiia metafiziki [The main notions of metaphysics]. St. Petersburg: Vladimir Dal’.
Kierkegaard, Siren (2009). Concluding Unscientific Postscript to the Philosophical Crumbs. Trans. Alastair Hannay. Cambridge: Cambridge University Press.
Marx, Karl and Friedrich Engels (1998). The German Ideology. New York: Prometheus.
Mauss, Marcel (1966). The Gift: Forms and Functions of Exchange in Archaic Societies. Trans. Ian Cunnison. London: Cohen and West.
Schmitt, Carl (2006). The Nomos of the Earth in the International Law of the Jus Publicum Europaeum. Trans. G. L. Ulmen. New York: Telos.
Siniavskii, Andrei (Abram Terts) (2009). V teni Gogolia [In Gogol’s shadow]. Moscow: KoLibri.
Surya, Michel (2002). “Figures du rebut humain.” In Vainquers/Vaincus. Ed. Michel Surya. Paris: Revue Lignes.
Vaiskopf, Mikhail (2002). Siuzhet Gogolia: Morfologiia, ideologiia, kontekst [Gogol’s plot. Morphology, ideology, context]. 2nd ed. Moscow: RGGU.
Vico, Giambatista (1948). The New Science. Trans. Thomas Goddard Bergin and Max Harold Fisch. Ithaca: Cornell University Press.
Xenophon (1876). The Economist. Trans. Alexander Wedderburn and W. Gershom Collingwood. London: Ellis and White.
Zizek, Slavoj (2008). “Why Lacan is not a Heideggerian.” In The Ticklish Subject: The Absent Centre of Political Ontology. London: Verso, p. vvi–xxi.
Copyright (c) 2015 Стасис
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.