Владимир Бибихин как антипаламит

  • Lucasz Leonkewich
Ключевые слова: антипаламизм, богословие, Григорий Палама, сущность, философия, энергия

Аннотация

Владимира Бибихина можно назвать современным антипаламитом. Богословие энергии св. Григория Паламы, которое сильно повлияло на современную богословскую православную мысль, резко оспаривается Бибихиным. Русский философ называет паламитский догмат «богословской неудачей», недоумевает, почему сегодня почти никто не спорит с Паламой, а также почему разделенный в свое время Бог Паламы до сих пор остается разделенным на сущность и энергию. Бибихин дает свой ответ на этот вопрос. Подчеркивая аристотелевскую энергию покоя, он возвращается к такому пониманию, в котором нет разделенного Бога, но Бог существует как неподвижная энергия покоя и аристотелевский Перводвигатель.

Биография автора

Lucasz Leonkewich

Аспирант
Варшавский Университет, Институт философии
Krakowskie Przedmieście 26/28, Warszawa, Poland 00-927
e-mail: lukasz_leon@poczta.onet.pl 

Литература

Akindynos, Gregory. O sushchnosti i energii [On the Essense and Energy], I, 4 (“O tom, chto sushchnost’ Boga est’ Ego bytie”); II, 11 (“O tom, chto umnaia Bozhiia energiia est’ Ego sushchnost’”): PG 151, 1201 A-1205; 1220 A. Quoted in (Bibikhin 2010: 110–111, 374).

Bibikhin, Vladimir (2003). Drugoe nachalo [A new beginning]. St. Petersburg: Nauka.

Bibikhin, Vladimir (2010). Energiia [Energy]. Moscow: Institut filosofii, teologii i istorii sv. Fomy [Saint Thomas Institute of Philosophy, Theology, and History].
Опубликован
2015-06-07
Как цитировать
Leonkewich, L. (2015). Владимир Бибихин как антипаламит. Stasis, 3(1). извлечено от https://stasisjournal.net/index.php/journal/article/view/49