Ренессанс как неудача и как новое начало: концепция европейской истории в книге Владимира Бибихина «Новый ренессанс»

  • Igor Evlampiev
Ключевые слова: Бибихин, истинное христианство, кризис цивилизации, Ренессанс, христианская церковь

Аннотация

В книге «Новый ренессанс» В. Бибихин определяет ренессанс в общем смысле как попытку преодолеть исторический кризис и придать человеку и обществу новый импульс развития. В этом смысле в истории было много ренессансов, но самый главный из них, итальянский Ренессанс — это уникальное событие, когда человек попытался раскрыть свою творческую сущность во всей полноте. Одновременно Ренессанс — это попытка восстановить истинное учение Иисуса Христа и преодолеть ложное учение христианской церкви, которое с помощью идеи греха отделяет человека от Бога. Ренессанс XV–XVI вв. был подавлен церковью и это обусловило дальнейший кризис и упадок европейской цивилизации, ее может спасти только новый ренессанс.

Биография автора

Igor Evlampiev

Доктор философских наук, Профессор
Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии
Менделеевская линия, 5, Санкт-Петербург, Россия 199034
e-mail: yevlampiev@mail.ru 

Литература

Bibikhin, Vladimir (1998а). Novyi renessans [The new renaissance]. Moscow: Progress. Bibikhin, Vladimir (1998b). Uznai sebia [Know thyself]. St. Petersburg: Nauka.

Bibikhin, Vladimir (1998c). “From notes on Self-knowledge.” In Uznai sebia [Know thy­ self].. St. Petersburg: Nauka.

Herzen, Alexander (1955). Pis’ma ob izuchenii prirody [Letters on the study of nature].

In: Sobr. soch. v 9 t. [Collected works in 9 vols.]. Vol. 2. Moscow: Khudozhestvennaia literatura.

Ellul, Jacques (1984). La subversion du christianisme. Paris: Seuil.

Evlampiev, Igor (2013а). “A. Herzen and the ‘non-classical’ conception of European his­ tory.” Filosofskie nauki [Philosophical sciences] 2: 35–45.

Evlampiev, Igor (2013b). “The ‘real-world’ religiosity of F. Dostoevsky and F. Nietzsche (toward the question of religious content in non-classical philosophy).” Voprosy filosofii [Questions of Philosophy] 7: 121–132.

Ilin, Ivan (1993). Osnovy khristianskoi kul’tury [The foundations of Christian culture]. In Sobr.soch. v 10 t. [Collected works in 10 vols.]. Vol. 1. Moscow: Russkaia kniga. Kuzansky, Nikolai (2007). O mire very [On the peace of faith]. Moscow: Kanon.

Nicholas of Cusa (2001). Complete philosophical and theological treatises of Nicholas of Cusa. Trans. Jasper Hopkins. Minneapolis: A. J. Banning Press.

Nietzsche, Friedrich (1990). “Antikhrist [The Antichrist].” In Sochineniia [Essays]. Vol. 2. Moscow: Mysl’.

Nietzsche, Friedrich. The Antichrist. Translated from the German with an introduction by H.L. Mencken. New York: Alfred A. Knopf, 1918.

Russell, Bertrand (1993). Istoriia zapadnoi filosofii [History of the western philosophy]. Vol. 2. Moscow: Mif.

Russell, Bertrand (2004). History of Western Philosophy. London; New York: Routledge.

Schopenhauer, Arthur (1993). “Mir kak volia i predstavlenie. O chetveroiakom korne dostatochnogo osnovaniia” 1 [The World as Will and Representation. On the Fourfold Root of the Principle of Sufficient Reason]. In Mir kak volia i predstavle- nie: Kritika kantovskoi filosofii [The World as Will and Representation. Criticism of the Kantian Philosophy]. Vol. 1. Moscow: Nauka.

Schopenhauer, Arthur (2010). The World as Will and Representation. Trans. ed. Judith Norman, Alistair Welchman, and Christopher Janaway. Cambridge; New York: Cambridge University Press.
Опубликован
2015-06-07
Как цитировать
Evlampiev, I. (2015). Ренессанс как неудача и как новое начало: концепция европейской истории в книге Владимира Бибихина «Новый ренессанс». Stasis, 3(1). извлечено от https://stasisjournal.net/index.php/journal/article/view/46