Власть, религия и симулякр — Фуко о дионисийском культе

  • Sanna Tirkkonen
Ключевые слова: власть, Дионис, индивид, народная религия, симулякр, управление, Фуко

Аннотация

В статье исследуется раздел лекционного курса Мишеля Фуко «Воля к знанию» (1970–1971), в котором представлено обсуждение культа Диониса, в статье демонстрируется, как усиление ритуальных предписаний связано с общественно- политическими изменениями. Культ Диониса рассматривается в горизонте политического, а для уточнения контекста этого раздела лекционного курса привлекаются классические исследования. Обсуждение основано на анализе истины: культ и его социальные аспекты в лекциях Фуко 1970–1971 гг. связываются с властью посредством ключевого теоретического понятия симулякра.

Особое внимание уделяется законодательству как сфере социальных изменений, которые Фуко связывает с возрастанием обрядовости: введение общественно признанных законов, видимых для всех и исполняемых каждым, предполагает такую власть, которая осуществляется над всеми гражданами посредством каждого из них. Культ Диониса анализируется как антисистема, существующая в оппозиции к преобладающим социальным практикам и официальным религиозным формам. Фуко отмечает, что культу удается ускользнуть от воздействия некоторых традиционных систем власти. Тем не менее, в статье утверждается, что, поскольку официальный статус культа укрепляется в классическую эпоху, выполнение обрядов также служит процессу индивидуализации новой политической культуры и ее законодательства, что несет в себе не только освобождение. Таким образом, первый лекционный курс связан с более поздней работой Фуко о правительственности, то есть о техниках управления собой и другими.

Биография автора

Sanna Tirkkonen

PhD in Philosophy, Исследователь
Хельсинкский университет, Факультет политических и экономических исследований
Yliopistonkatu 4, Helsinki, Finland 00100
e-mail: sanna.tirkkonen@helsinki.fi 

Литература

Anonymous (1914). The Homeric Hymns and Homerica. Trans. Hugh G. Evelyn-White. London: Harvard University Press.

Aristotle (1934). Nicomachean Ethics. Aristotle in 23 Volumes, Vol. 19. Trans. H. Rackham. London: Harvard University Press.

Defert, Daniel (2011). “Situation du cours.” In Foucault, Michel, Leçons sur la volonté de savoir. Cours au Collège de France 1970–1971, 255–79. Paris: Gallimard/Seuil.

Deleuze, Gilles (1983). “Plato and the Simulacrum.” The MIT Press 27: 45−56.

Detienne, Marcel (1986). Dionysos à ciel ouvert. Paris: Hachette.

Detienne, Marcel (1987). “Orpheus.” In The Encyclopedia of Religion, Vol. 11, ed. Mircea Eliade. MacMillan & Co LTD.

Detienne, Marcel (1996). The Masters of Truth in Archaic Greece. Trans. Janet Lloyd. New York: Zone Books.

Euripides (1850). Bacchae. The Tragedies of Euripides. Trans. T. A. Buckley. London: H.G. Bohn. http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3atext%3a 1999.01.0092

Foucault, Michel (1970). The Order of Things: an Archaeology of the Human Sciences. Trans. A. M. Sheridan Smith. London: Tavistock Publications.

Foucault, Michel (1976). Histoire de la sexualité I. La volonté de savoir. Paris: Gallimard. Foucault, Michel (1983). Foucault’s lecture at Berkeley 1983. http://www.generation-online.org/p/fpfoucault4.htm.

Foucault, Michel (1985). The Use of Pleasure. Volume 2 of the History of Sexuality. Trans. Robert Hurley. New York: Pantheon Books.

Foucault, Michel (1994a). “Michel Foucault explique son dernier livre” [1969]. In Dits et écrits I, ed. Daniel Defert and François Ewald, 771–79. Paris: Gallimard.

Foucault, Michel (1994b). “Sur l’archéologie des sciences. Réponse au Cercle d’epistemologie, Cahiers pour l’analyse” [1968]. In Dits et écrits I, ed. Daniel Defert and François Ewald, 696–731. Paris: Gallimard.

Foucault, Michel (1994c). “Sur les façons d’écrire l’histoire” [1967]. In Dits et écrits I, ed. Daniel Defert and François Ewald, 585–600. Paris: Gallimard.

Foucault, Michel (1997). “Technologies of the Self” [1982]. In Michel Foucault. Ethics, Subjectivity and Truth, ed. Paul Rabinow, 223–51. New York: The New Press.

Foucault, Michel (1998). “The Thought of the Outside” [1966]. In Foucault. Aesthetics, Method, and Epistemology, ed. James D. Faubion, 147–69. New York: The New Press.

Foucault, Michel (2000). “Questions of Method” [1980]. In Michel Foucault. Power, ed. James D. Faubion, 223–38. New York: The New Press.

Foucault, Michel (2001a). “La prose d’Acteon” [1964]. In Dits et écrits I, ed. Daniel Defert and François Ewald, 354−65. Paris: Gallimard.

Foucault, Michel (2001b). “Le retour de la morale” [1984]. In Dits et écrits II, ed. Daniel Defert, François Ewald and Jaques Lagrange, 1515–48. Paris: Gallimard.

Foucault, Michel (2001c). “Structuralisme et poststructuralisme” [1983]. In Dits et écrits II, ed. Daniel Defert, François Ewald and Jaques Lagrange, 1250–76. Paris: Gallimard.

Foucault, Michel (2001d). “Theatrum philosophicum” [1970]. In Dits et écrits I, ed. Dan- iel Defert and François Ewald, 943−67. Paris: Gallimard.

Foucault, Michel (2004). Security, Territory, Population. Lectures at the Collège de France 1977–1978. Ed. Michel Senellart, trans. Grahan Burchell. London: Palgrave Mac- millan.

Foucault, Michel (2008). Le gouvernement de soi et des autres. Paris: Gallimard/Seuil. Foucault, Michel (2009). Le courage de la vérité. Le gouvernement de soi et des autres II. Paris: Gallimard/Seuil.

Foucault, Michel (2011). Leçons sur la volonté de savoir. Cours au Collège de France 1970–71. Ed. Daniel Defert. Paris: Gallimard/Seuil.

Foucault, Michel (2013). Lectures on the Will to Know. Lectures at the Collège de France 1970–1971 and Oedipal Knowledge. Trans. Graham Burchell. Basingstoke and New York: Palgrave Macmillan.

Gagarin, Michael (2008). Writing Greek Law. New York: Cambridge University Press

Gernet, Louis (1964). Droit et la Société dans la Grèce ancienne. Paris: Sire.

Heidegger, Martin (1961). An Introduction to Metaphysics. Trans. Ralph Manheim. Gar- den City, New York: Anchor Books.

Homer (1984). Iliad. Trans. Robert Fitzgerald. Oxford: Oxford University Press.

Kalimtzis, Kostas (2000). Aristotle on Political Enmity and Disease. An Inquiry into Stasis. Albany, N.Y.: State University of New York Press.

Lawrence C. Chin (2006). “Orphism.” In A Genealogy of Philosophic Enlightenment in Classical Greece. http://www.lawrencechin2011.com/scientificenlightenment1/ orphism.html.

Marx, Karl (1999) Capital. A Critique of Political Economy Vol. 1. The Process of Production of Capital. [1867]. Trans. Samuel Moore and Edward Aveling. https://www.marx- ists.org/archive/marx/works/1867-c1/.

Nietzsche, Friedrich (1923). The Birth of Tragedy, or Hellenism and Pessimism [1886].

Trans. WM. A. Haussmann. London: G. Allen & Unwin; New York: Macmillan. https://archive.org/details/thebirthoftraged00nietuoft.

Nietzsche, Friedrich (2013). Beyond Good and Evil [1886]. Trans. Helen Zimmern. The Project Gutenberg eBook. http://www.gutenberg.org/files/4363/4363-h/4363-html

Plato (1968). Laws. Plato in Twelve Volumes, Vols. 10–11. Trans. R.G. Bury. London: Harvard University Press.

Plato (1969). Republic. Plato in Twelve Volumes, Vols. 5–6. Trans. Paul Shorey. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Plato (1921). Sophist. Plato in Twelve volumes, Vol. 12. Trans. Harold N. Fowler. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Seaford, Richard (2006). Dionysos. London & New York: Routledge.

Smith, Daniel W. (2006). “The Concept of the Simulacrum: Deleuze and the overturning of Platonism.” Continental Philosophy Review 38:89–123.

Vernant, Jean-Pierre (1988a). “The Tragic Subject: Historicity and Transhistoricity.” In Myth and Tragedy in Ancient Greece, Jean-Pierre Vernant and Pierre Vidal-Naquet, 237–47. New York: Zone Books.

Vernant, Jean-Pierre (1988b). “Oedipus Without the Complex.” In Myth and Tragedy in Ancient Greece, Jean-Pierre Vernant and Pierre Vidal-Naquet, 85–111. New York: Zone Books.

Vernant, Jean-Pierre (1991). “In the Mirror of Medusa.” In Mortals and Immortals: collected essays, ed. and trans. Forma I. Zeitlin, 141–50. Princeton: Princeton University Press.

Vernant, Jean-Pierre (2009). Kreikkalaisen ajattelun alkuperä. Trans. Tuomas Parsio. Helsinki: Tutkijaliitto.
Опубликован
2015-12-29
Как цитировать
Tirkkonen, S. (2015). Власть, религия и симулякр — Фуко о дионисийском культе. Stasis, 3(2). извлечено от https://stasisjournal.net/index.php/journal/article/view/45