Щит Энея: Нарративы о всемирноисторической миссии, античные и современные
Аннотация
Как отмечал Джон Тэйлор (John Taylor), и в Ветхом Завете, и в «Энеиде» Вергилия «присутствует величественный мотив связи национальной идентичности с грандиозными целями мирового масштаба […] формирование народа под управлением руки Провидения» (Taylor 2007: 94–95). Многие нарративы марксистской традиции, в том числе «Манифест коммунистической партии», идея Лассаля о четвертом сословии, «Эрфуртская программа» Каутского, ленинский сценарий «гегемонии» в русской демократической революции, а также соцреалистические романы сталинской эпохи подвержены одной и той же логике. Все эти нарративы повествуют об общности, которой, на основании самого факта ее продолжительной борьбы за выживание во враждебном мире, суждено выполнить всемирно- историческую миссию. Этим нарративам присуща особая рефлексивность: их сюжет основан на постепенном осознании главным героем своей роли в рамках великой, всеобъемлющей исторической миссии. Типичный образ, демонстрирующий эту черту — Щит Энея, который (в отличие от гомеровского Щита Ахиллеса) вкратце обрисовывает историю становления Рима, представляющую собой один из всемирно-исторических нарративов, начиная с повествования о самом Энее. «Энеида» — история о том, как Эней узнает о существовании такого нарратива, учится принимать в нем свою роль и использовать сам нарратив в качестве оружия в борьбе за завоевание этим нарративом мира. Эней — прототип «вдохновленного и вдохновляющего героя», занимающего центральное место в марксистских нарративах XIX и XX вв. В этом смысле «Энеиду» можно назвать первым «соцреалистическим романом».
Литература
Boyle, Anthony J. (1999). “Aeneid 8: Images of Rome.” In Reading Vergil’s Aeneid: An Interpretive Guide (Oklahoma Series in Classical Culture), ed. Christine Perkell. Norman: University of Oklahoma Press.
Campbell, Joseph (1969). The Hero with a Thousand Faces [1949]. Princeton: Princeton University Press.
Clark, Katerina (1981). The Soviet Novel: History as Ritual. Chicago: University of Chi- cago Press.
Dryden, John (1944). Virgil’s Aeneid. New York: The Heritage Press.
Engels, Friedrich (1972). Socialism: Utopian and Scientific [1880]. New York: Pathfinder Press.
Fitzgerald, Robert (1983). Virgil’s Aeneid. New York: Vintage Books.
Hardie, Philip (1986). Virgil’s Aeneid: Cosmos and Imperium. Oxford: Clarendon Press. Harrison, S. J. (1991). Virgil Aeneid 10. Oxford: Clarendon Press.
Jackson, John (1921). Virgil. Oxford: Clarendon Press.
Kautsky, Karl (1908). Die historische Leistung von Karl Marx. Berlin: Vorwärts.
Kautsky, Karl (1965). Das Erfurter Programme [1892]. Berlin: Dietz Verlag.
Le Guin, Ursula K. (2008). Lavinia. New York: Harcourt Inc.
Lih, Lars T. (2002). “Melodrama and the Myth of the Soviet Union.” In Imitations of Life: Two Centuries of Melodrama in Russia, eds. Joan Neuberger and Louise McReyn- olds. Durham, NC: Duke University Press.
Lih, Lars T. (2006). Lenin Rediscovered. Leiden: Brill. Lih, Lars T. (2011). Lenin. London: Reaktion Press.
Marx, Karl (1864). Inaugural Address of the International Working Men’s Association https://www.marxists.org/archive/marx/works/1864/10/27.htm (accessed 16 March 2015).
Propp, Vladimir (1968). Morphology of the Folktale. Austin, TX: University of Texas Press.
Quint, David (1993). Epic and Empire: Politics and Generic Form from Virgil to Milton. Princeton: Princeton University Press.
Raffa, Guy (2000). Divine Dialectic: Dante’s Incarnational Poetry. Toronto: University of Toronto Press.
Shaw, Prue (2014). Reading Dante: From Here to Eternity. New York: Liveright Publishing Corporation.
Taylor, John (2007). Classics and the Bible: Hospitality and Recognition. London: Duckworth.
Copyright (c) 2015 Стасис
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.