Перевод политики и религии: новая модель
Аннотация
Какие взаимоотношения связывают (радикальную) политику и религию? Это процесс секуляризации, при котором изначально теологические термины опустошаются и наполняются политическим содержанием? Это отношение к абсолютной причине и источнику возникновения, который продолжает определять природу политических дебатов (Шмитт)? Или религия является всего лишь неким нарративом, набором терминов или языком, который имеет собственные пределы и возможности? Лишь на этот последний вопрос я действительно могу дать утвердительный ответ. Ответом будет модель перевода, которую я предлагаю для понимания взаимоотношений политики и религии, используя в данном случае пример партии и церкви (я уже рассматривал в другом месте пример революции и чуда (или благодати), и марксистской истории и эсхатологии). Эта модель представлена в четырех частях. Во-первых, выдвигается тезис о том, что политика и религия могут быть рассмотрены как языки или коды, каждый термин которых определяется семантическим полем, при взаимном контакте полей их совпадение никогда не бывает полным, что-то всегда остается лишним. Во-вторых, эта ситуация означает, что перевод может расширить значение обсуждаемых терминов, но некоторые смыслы, собственные для каждого поля, также могут быть утеряны. В-третьих, обсуждаемые термины сопротивляются полному растворению друг в друге, более того, сам акт перевода способствует их сопротивляемости и полуавтономии, так что термины приобретают противоположные значения. Это приводит к четвертому пункту, который касается диалектического взаимообмена, в который вовлекаются семантические поля, — они движутся вперед и назад, тяготеют друг к другу и все же сопротивляются тому, чтобы быть полностью трансформированными. Аргументация в статье завершается рассмотрением выводов, касающихся модели перевода, в особенности нужно отметить следующие: отсутствие каких либо абсолютных претензий на истину со стороны политики или религии, разрушение иерархических отношений между этими языками, производство значений внутри каждого языка и между ними в зависимости от конкретной ситуации.
Литература
Berdyaev, Nikolai (1948). The Origin of Russian Communism [1937]. Trans R. M. French. London: G. Bles.
Blumenberg, Hans (1966). The Legitimacy of the Modern Age. Trans. Robert M. Wallace. Cambridge: MIT.
Boer, Dick (2002). Een Heel Andere God: Het Levenswerk van Karl Barth (1886–1968). Amsterdam: Narratio.
Boer, Dick (2009). Verlossing uit de Slavernij: Bijbelse Theologie in Dient van Bevrijding. Amsterdam: Skandalon.
Boer, Roland (2007). Criticism of Heaven: On Marxism and Theology. Leiden: Brill.
Boer, Roland (2009). Criticism of Religion: On Marxism and Theology II. Leiden: Brill.
Boer, Roland (2011).”Marxism and Eschatology Reconsidered.” Mediations 25.1: 39–60.
Boer, Roland (2012a). Criticism of Earth: On Marx, Engels and Theology. Leiden: Brill.
Boer, Roland (2012b). “The Dynamic Equivalence Caper.” In Ideology, Culture, and Translation, eds. Scott S. Elliot and Roland Boer, 13–23. Atlanta: Society of Bibli- cal Literature.
Boer, Roland (2013a). Lenin, Religion, and Theology. New York: Palgrave Macmillan.
Boer, Roland (2013b). “Ontology, Plurality and Roman Catholic Social Teaching: An Engagement with Liberation Theology.” In Politics in Theology. Religion and Public Life, ed. by Gabriel Ricci, 93–120. Edison: Transaction.
Boer, Roland (2014). In The Vale of Tears: On Marxism and Theology V. Leiden: Brill.
Davis, Creston, John Milbank, and Slavoj Žižek eds. (2005) Theology and the Political: The New Debate. Durham, NC: Duke University Press.
Dawkins, Richard (2006). The God Delusion. Boston: Houghton Mifflin.
De Vries, Hent, and Lawrence E. Sullivan, eds. (2006). Political Theologies: Public Religions in a Post-Secular World. New York: Fordham University Press.
Dennett, Daniel C. (2007). Breaking the Spell: Religion as a Natural Phenomenon. Harmondsworth: Penguin.
Engels, Friedrich (1978). “The Peasant War in Germany” [1850]. In Marx and Engels Collected Works, Vol. 10, 397–482. Moscow: Progress Publishers.
Engels, Friedrich (1990a). “On the History of Early Christianity” [1894–95]. In Marx and Engels Collected Works, Vol. 27, 445–69. Moscow: Progress Publishers.
Engels, Friedrich (1990b). “Introduction to Karl Marx’s The Class Struggles in France” [1894–95]. In Marx and Engels Collected Works, Vol. 27, 506–24. Moscow: Prog- ress Publishers.
Gabel, Paul (2005). And God Created Lenin: Marxism vs. Religion in Russia, 1917–1929. Amherst: Prometheus.
Gramsci, Antonio (1995). Further Selections from the Prison Notebooks. Trans. Derek Boothman. Minneapolis: University of Minnesota Press.
Gramsci, Antonio (1992). Prison Notebooks [1975]. Trans. Joseph A. Buttigieg and Antonio Callari, Vol. 1. New York: Columbia University Press.
Gramsci, Antonio (1996). Prison Notebooks (1975). Trans. Joseph A. Buttigieg, Vol. 2. New York: Columbia University Press.
Gutiérrez, Gustavo (2001). A Theology of Liberation [1969]. Trans. Caridad Inda and John Eagleson. London: SCM.
Hitchens, Christopher (2007). God Is Not Great: How Religion Poisons Everything. New York: Twelve Books.
Hoezl, Michael, and Graeme Ward, eds. (2008). The New Visibility of Religion. London: Continuum.
Holyoake, George (1860). The Principles of Secularism. London: Austin & Co.
Holyoake, George (1896). English Secularism: A Confession of Belief. Chicago: Open Court.
Jameson, Fredric (1988). The Ideologies of Theory, Essays 1971–1986. Vol. 2:
Syntax of History. Minneapolis, Minnesota: University of Minnesota Press.
Kautsky, Karl (1897). Communism in Central Europe in the Time of the Reformation. Lon- don: T. Fisher Unwin.
Kautsky, Karl (1906). Ethics and the Materialist Conception of History. Trans. John B. Askew. London: Charles H. Kerr and Co.
Kautsky, Karl (2007). Foundations of Christianity [1908]. Trans. H. F. Mins. London: Socialist Resistance.
Kautsky, Karl (1976a). Vorläufer des neueren Sozialismus I: Kommunistische Bewegungen mm Mittelalter [1895–97]. Berlin: Dietz.
Kautsky, Karl (1976b). Vorläufer des neueren Sozialismus II: Der Kommunismus in der deutschen Reformation [1895–97]. Berlin: Dietz.
Kautsky, Karl, and Paul Lafargue (1977). Vorläufer des neueren Sozialismus III: Die beiden ersten grossen Utopisten [1922]. Stuttgart: Dietz.
Kee, Alistair (1990). Marx and the Failure of Liberation Theology. London: SCM.
Kołakowski, Leszek (1981). Main Currents of Marxism. Vol. 1. Trans. P.S. Falla. Oxford: Oxford University Press.
Lenin, V.I. (1963a). “Ivan Vasilyevich Babushkin” [1910]. In Collected Works. Vol. 16, 361–4. Moscow: Progress Publishers.
Lenin, V.I. (1963b). “Paul Singer: Died January 18 (31), 1911.” [1911]. In Collected Works, Vol. 17, 92–95. Moscow: Progress Publishers.
Lenin, V.I. (1963c). “Speech Delivered in the Name of the RSDLP at the Funeral of Paul and Laura Lafargue November 20 (December 3), 1911” [1911]. In Collected Works, Vol. 17, 304–5. Moscow: Progress Publishers.
Lenin, V.I. (1963d). “Twenty-Fifth Anniversary of the Death of Jospeh Dietzgen” [1913]. In Collected Works, Vol. 19, 79–82. Moscow: Progress Publishers.
Lenin, V.I. (1963e). “August Bebel” [1913]. In Collected Works. Vol. 19, 295–301. Moscow: Progress Publishers.
Lenin, V.I. (1964). “Harry Quelch” [1913]. In Collected Works. Vol. 19, 369–71. Moscow: Progress Publishers.
Lenin, V.I. (1965a). “Speech in Memory of Y. M. Sverdlov at a Special Session of the All- Russia Central Executive Committee, March 18, 1919” [1919]. In Collected Works, Vol. 29, 89–94. Moscow: Progress Publishers.
Lenin, V.I. (1965b). “Speech Delivered at the Funeral of Yakov Sverdlov, March 18, 1919: Newspaper Report” [1919]. In Collected Works, Vol. 29, 95. Moscow: Progress Publishers.
Lenin, V.I. (1965c). “Speeches on Gramophone Records: In Memory of Comrade Yakov Mikhailovich Sverdlov, Chairman of the All-Russia Central Executive Committee” [1919]. In Collected Works, Vol. 29, 239. Moscow: Progress Publishers.
Lenin, V.I. (1965d). “A Publicist’s Notes” [1920]. In Collected Works, Vol. 30, 352–62. Moscow: Progress Publishers.
Lenin, V.I. (1966a). “Nikolai Ernestovich Bauman” [1905]. In Collected Works, Vol. 9, 436–37. Moscow: Progress Publishers.
Lenin, V.I. (1966b). “Eugène Pottier: The 25th Anniversary of His Death” [1913]. In Col- lected Works, Vol. 36, 223–24. Moscow: Progress Publishers.
Lenin, V.I. (1966c). “In Memory of Comrade Proshyan” [1918]. In Collected Works, Vol. 36, 497–98. Moscow: Progress Publishers.
Lindemann, Hugo, and Morris Hillquit (1977). Vorläufer des neueren Sozialismus IV [1922]. Stuttgart: Dietz.
Löwith, Karl (1949). Meaning in History: The Theological Implications of the Philosophy of History. Chicago: University of Chicago Press.
MacIntyre, Alasdair (1971). Marxism and Christianity. Harmondsworth: Penguin. Milbank, John (1990) Theology and Social Theory: Beyond Secular Reason. Oxford: Blackwell.
Polsky, Michael (2002). The New Martyrs of Russia. Wildwood: Monastery Press.
Roslov, Edward E. (2002). Red Priests: Renovationism, Russian Orthodoxy, and Revolution. Bloomington: Indiana University Press.
Schmitt, Carl (2005). Political Theology: Four Chapters on the Concept of Sovereignty [1922]. Trans. George Schwab. Chicago: University of Chicago Press.
Sharpe, Matthew (2012–13). “On Eschatology and the ‘Return to Religion’.” Arena 39– 40: 203–28.
Stites, Richard (1989). Revolutionary Dreams: Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. Oxford: Oxford University Press.
Stout, Jeffrey (2008). “2007 Presidential Address: The Folly of Secularism.” Journal of the American Academy of Religion 76.3: 533–44.
Taubes, Jacob (2009). Occidental Eschatology [1947]. Trans. David Ratmoko. Stanford: Stanford University Press.
Taylor, Charles (2007). A Secular Age? Cambridge, Massachusetts: Belknap.
Tumarkin, Nina (1981). “Religion, Bolshevism, and the Origins of the Lenin Cult.” Rus- sian Review 40.1: 35–46.
Tumarkin, Nina (1997). Lenin Lives! The Lenin Cult in Soviet Russia. 2nd ed. Cambridge: Harvard University Press.
Turton, Katy (2007). Forgotten Lives: The Role of Lenin’s Sisters in the Russian Revolution, 1864-1937. Houndmills: Palgrave Macmillan.
Žižek, Slavoj, and John Milbank (2009). The Monstrosity of Christ: Paradox or Dialectic? Cambridge: MIT.
Copyright (c) 2015 Стасис
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.