Вера в (профетическую) философию по ту сторону «хорошей» и «плохой» религии

  • Joe Bartzel
Ключевые слова: «Аль-Каида», глобальная война с террором, Корнелл Уэст, Макс Хоркхаймер, прагматизм, терроризм, Файзал Девджи

Аннотация

Макс Хоркхаймер заканчивает свою книгу «Затмение разума» призывом к «вере в философию». Он утверждает, что цель философии заключается в трансляции мученического страдания в новую современную форму, которая сможет выразить критику инструментального разума и его разрушительного потенциала. Сам Хоркхаймер, однако, предлагает лишь смутные догадки о том, как именно должен работать этот проект перевода. Кроме того, если читатель всерьез воспримет утверждение Хоркхаймера о философии как предмете веры, то едва ли он сможет провести четкое различие между «хорошей» и «плохой» религией. В своей статье я уточняю хоркхаймеровский проект перевода, освобождая его от ценностных различий, которые минимизируют его философский потенциал. Я утверждаю, что фигура еврейского пророка служит в широком смысле образцом человека, который критикует репрессивные социальные системы и показываю, что предложенное Корнеллом Уэстом описание работников культуры как критических органических катализаторов является моделью такой критики в современном западном контексте. Учитывая некоторые неожиданные параллели между хоркхаймеровской мыслью и самоописанием членов «Аль- Каиды» — в частности, относительно силы и важности страдания, — я утверждаю, что реализация философского проекта Хоркхаймера открывает многообещающий путь к ненасильственному взаимодействию с религиозным экстремизмом в эпоху глобальной войны с террором.

Биография автора

Joe Bartzel

Аспирант
Индианский Университет, Факультет исследования религии
107 S Indiana Ave, Bloomington, IN , USA 47405
e-mail: bartlett.joseph@gmail.com 

Литература

Boer, Roland (2011). “The Superstitions of Max Horkheimer.” In Criticism of Theology: On Marxism and Theology III, 11–56. Leiden: Brill (Historical Materialism 27).

Brittain, Christopher C. (2005). “Social Theory and the Premise of All Criticism: Max Horkheimer on Religion.” Critical Sociology 31.2: 153–68.

Coogan, Michael D., Marc Z. Brettler, Carol Newsom and Pheme Perkins, eds (2010). The New Oxford Annotated Bible: New Revised Standard Version with the Apocrypha. Fourth edition. New York: Oxford University Press.

Devji, Faisal (2008). The Terrorist in Search of Humanity: Militant Islam and Global Politics. New York: Columbia University Press.

Gramsci, Antonio (1999). “The Formation of the Intellectuals.” In Selections from the Prison Notebooks [1929], ed. and trans. Quentin Hoare and Geoffrey Nowell Smith, 134–47. London: The Electric Book Company.

Horkheimer, Max (1947). Eclipse of Reason. New York: Oxford University Press.

Horkheimer, Max (1974). Critique of Instrumental Reason: Lectures and Essays since the End of World War II. Trans. Matthew J. O’Connell et al. New York: Seabury Press.

Horkheimer, Max and Theodor W. Adorno (1988). Dialectic of Enlightenment [1944]. New York: Continuum.

Johnson, Clarence Sholé (2003). Cornel West and Philosophy. New York: Routledge.

Kant, Immanuel (1996). “An Answer to the Question: What Is Enlightenment?” In Practical Philosophy [1784], ed. and trans. Mary J. Gregor, 15–22. New York: Cambridge University Press.

King, Martin Luther (1963). “Letter from Birmingham Jail.” Christian Century 80: 767– 73.

Lohmann, Georg (1993). “The Failure of Self-Realization: An Interpretation of Horkheimer’s Eclipse of Reason.” In On Max Horkheimer: New Perspectives, eds. Seyla Benhabib, Wolfgang Bonss, and John McCole, 387–412. Cambridge, MA: MIT Press.

Marx, Karl (2000). “Towards a Critique of Hegel’s Philosophy of Right: Introduction.” In Karl Marx: Selected Writings [1843], ed. David McLellan, 71–82. New York: Oxford University Press.

McCutcheon, Russell T. (2006). ““It’s a Lie. There’s No Truth in It! It’s a Sin!”: On the Limits of the Humanistic Study of Religion and the Costs of Saving Others from Themselves.” Journal of the American Academy of Religion 74.3: 720–51.

Orsi, Robert A. (1998). “Snakes Alive: Resituating the Moral in the Study of Religion.” In In the Face of Facts: Moral Inquiry in American Scholarship, eds. Richard Wightman Fox and Robert B. Westbrook, 201–226. New York: Woodrow Wilson Center Press.

Siebert, Rudolf J. (1977). “The New Religious Dimension in Western Marxism: II.” Hori- zons 4: 43–59.

Smith, Jonathan Z. (n.d.). “The Necessary Lie: Duplicity in the Disciplines.” University of Chicago Center for Teaching and Learning. http://religion.ua.edu/secure/rel- 490smithnecessarylie.pdf.

Stanski, Keith (2009). “Book Review: The Terrorist in Search of Humanity.” Cambridge Review of International Affairs 22.2: 319–20.

West, Cornel (1989). “Prophetic Pragmatism: Cultural Criticism and Political Engage- ment.” In The American Evasion of Philosophy: A Genealogy of Pragmatism, 211–39. Madison: University of Wisconsin Press.

West, Cornel (1990). “The New Cultural Politics of Difference,” In “The Humanities as Social Technology,” eds. Joan Copjec, Rosalind Krauss, Annette Michelson, and Martha Buskirk, special issue, October 53: 93–109.
Опубликован
2015-12-29
Как цитировать
Bartzel, J. (2015). Вера в (профетическую) философию по ту сторону «хорошей» и «плохой» религии. Stasis, 3(2). извлечено от https://stasisjournal.net/index.php/journal/article/view/38