Театр для мертвых
Аннотация
Эта статья отсылает к известному вопросу об эстетизации и политизации искусства, который недавно обсуждался Борисом Гройсом в терминах полезности и бесполезности, или «дизайна» и «настоящего искусства». Посредством критики дуалистического подхода Гройса статья показывает, что в биополитическом контексте современной идеологии полезность и бесполезность переходят друг в друга и, таким образом, создают круг, в котором любое искусство представлено в качестве индивидуальной или социальной терапии или своего рода фармакона, который являет собой и яд и лекарство. В поисках иной концепции искусства статья обращается к некоторым авангардистским концепциям театра, таким как театр жестокости Арто и театр смерти Кантора, и, рассуждая о путях воссоединения элементов и принципов того, что Ален Бадью охарактеризовал как «левую угрозу», демонстрирует рациональное политическое ядро их разрушительных сил.
Литература
Badiou, Alain (2015). In Praise of Theatre (With Nicolas Truong). Cambridge: Polity Press.
Badiou, Alain (2008). “Rhapsody for the Theatre: A Short Philosophical Treatise.” Theatre Survey 49.2: 187–238.
Benjamin, Walter (2002). “The Work of Art in the Age of Its Technological Reproducibility.” In Selected Writings, Vol. 3: 1935–1938, 101–33. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Benjamin, Walter (2006). “On the Concept of History.” In Selected Writings, Vol. 4: 1938– 1940, 389–411. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Brecht, Bertold (1964). “The Modern Theatre is the Epic Theatre” [1930]. In Brecht on Theatre, 33–42. London: Methuen.
Chapman, Graham and John Cleese (2014). “ConfuseaCat” [1969]. Monty Python. Series 1, episode 5. BBC Television. http://www.montypython.net/scripts/confuse.php.
Craig, Edward Gordon (1978). Gordon Craig on Movement and Dance. London: Dance Books.
Craig, Edward Gordon (2008). On the Art of the Theatre. London: Routledge.
Debord, Guy (1977). “The Society of the Spectacle” [1967]. Trans. Fredy Perlman and Jon Supak, Black & Red. Marxists Internet Archive. https://www.marxists.org/refe- rence/archive/debord/society.htm.
Derrida, Jacques (1981). “Plato’s Pharmacy.” In Disseminations, 61–172. Chicago: Uni- versity of Chicago Press.
Feltham, Oliver (2006). “An explosive genealogy: theatre, philosophy and the art of presentation.” Cosmos and History: The Journal of Natural and Social Philosophy 2.1– 2: 226–40.
Freud, Sigmund (1976). “The Uncanny.” New Literary History 7.3: 619–45. Flusser, Vilém (2013). Post-History. Trans. R. M. Novaes. Minneapolis: Univocal Publishing.
Groys, Boris (2014). “On Art Activism.” e-flux 56.6. http://www.eflux.com/journal/on artactivism.
Juntunen, Jacob (2012). “Presenting Death: Uncanny Performing Objects in Taduesz Kantor’s Dead Class.” Puppetry International 31 (Spring/Summer): 14–18.
Kantor, Tadeusz (1990). A Journey through Other Spaces: Essays And Manifestos, 1944– 1990. Ed. and trans. Michal Kobialka. Berkley: University of California Press.
Kleist, Heinrich von and Thomas G. Neumiller (1972). “On the Marionette Theatre.” The Drama Review 163 (The “Puppet” Issue): 22–26.
Mallarmé, Stéphane (2007). Divagations. Trans. Barbara Johnson. Cambridge, MA: Har- vard University Press.
Mauss, Marcel (2000). The Gift: The Form and Reason for Exchange in Archaic Societies. Trans. W. D. Halls. New York: W. W. Norton.
Meyerhold, Vsevolod (1969). Meyerhold on Theatre. London: Metheun.
Nietzsche, Friedrich (1996). Human, All Too Human: A Book for Free Spirits. Cambridge: Cambridge University Press.
Virmaux, Alain (1970). Antonin Artaud et le theatre. Paris: Seghers.
Copyright (c) 2016 Стасис
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.