Диалектика между подозрением и доверием
Аннотация
Подозрительность по отношению к разуму объединяет значительную часть современной критической теории. Непосредственный источник этого духа подозрения — это, несомненно, осуществленное Ницше генеалогическое разоблачение воли к истине как воли к власти. Роберт Брэндом обобщает эту логику следующим образом: если Просвещение — расколдовывание мира посредством разума, то генеалогия — разочарование в разуме. Генеалогия представляет собой скептическое обострение Критики, ту точку, в которой она начинает относиться подозрительно к своему собственному остаточному рационализму. Переход от Критики к генеалогии означает смещение от рациональной демаркации пределов разума к скептическому лишению разума авторитета. Но разум диалектичен ровно настолько, насколько расколдовывание предполагает основополагающее доверие к возможностям концептуальной рациональности. Без этого доверия абсолютизация генеалогического подозрения коллапсирует в метафизическую доверчивость в конечном счете к теологическому «другому» разума.
Литература
Brandom, Robert (2013). “Reason, Genealogy, and the Hermeneutics of Magnanimity.” Paper presented at the Howison Lectures in Philosophy Series, UC Berkley. http:// www.pitt.edu/~brandom/currentwork.html.
Brandom, Robert (2014). “A Spirit of Trust: A Semantic Reading of Hegel’s Phenomenology.” Unpublished manuscript. Microsoft Word file. Available at http://www. pitt.edu/~brandom/spirit_of_trust_2014.html.
Jameson, Fredric (2006). “First Impressions.” London Review of Books, Vol. 28, No. 17 (6 Sept.).
Ricoeur, Paul (1970). Freud and Philosophy. Trans. Denis Savage. New Haven, CT: Yale University Press.
Copyright (c) 2016 Стасис
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.