Перформатив в декларации и манифесте: к вопросу о перверформативном наследии

  • Владислав Макаров

Аннотация

В статье анализируется и реконструируется связь трех понятий: перформатива, декларации и манифеста. Рассматривая перформативную теорию Джона Остина как деполитизирующую и лимитирующую сферы и способы реализации перформатива, я характеризую это понятие у Остина как конвенциональное. Действие конвенционального перформатива возможно лишь в рамках системы права. Конкретными историческими формами такого перформатива выступают declaration of nullity (признание брака недействительным) и королевский/ военный манифест. Использование понятия «перформатив» для анализа манифестного и декларационного жанров деконструируется в связи с такими основаниями манифестов и деклараций, которые не укладываются в ограниченный остиновский перформатив. На основе работы Жака Деррида по деконструкции перформативной теории, направленной на внесение в нее элементов перверсии и итерабельности, я предлагаю рассматривать перформативный эффект деклараций и манифестов в связи с такими понятиями, как закон и справедливость. Исследование текстов Декларации прав человека и гражданина и Декларации прав женщины и гражданки показывает, как повторение закона способствует его подрыву. На основе понятия «перверформатив» я обращаюсь к «Манифесту Коммунистической партии», что позволяет определить Манифест как попытку утверждения и реализации возможности справедливости. Эта справедливость актуализируется «незаконными» наследниками через деконструктивистский перформатив, который разрывает исходный контекст и открывает новые формы борьбы, обеспечивая постоянное движение к справедливости, осуществляемое различными участниками эмансипаторной политики.

Биография автора

Владислав Макаров

Магистрант Центра практической философии «Стасис» Европейского университета в Санкт-Петербурге
ул. Гагаринская, 6/1А, Санкт-Петербург, Россия E-mail: makarov.vladislav@hotmail.com

Литература

Abastado, Claude (1980a). “Introduction à l’analyse des manifestes.” Les manifestes. Littérature 39: 3–11.
Abastado, Claude (1980b). “Le ‘Manifeste Dada 1918’: un tourniquet.” Les manifestes. Littérature 39: 39–46.
Achkasov, Valerii (2020). “Ponyatie ‘narod’ v politicheskom diskurse elit” [The concept of “people” in the political discourse of elites]. Vlast’ i elity. Vol. 7. N2: 64–76.
Austin, John (1975). How to do things with words. Harvard university press. Avtonomova, Nataliya (2000). “Derrida i grammatologija” [Derrida and grammatology]. In O grammatologii. Ad Marginem.
Avtonomova, Nataliya (2011). “K voprosu o prizrakah: Marx, Derrida i drugie” [On
the question of ghosts: Marx, Derrida and others]. Politiko-filosofskij ezhegodnik.
Vol. 4: 134–154.
Avtonomova, Nataliya (2011). Filosofskij yazyk Jacques Derrida [The philosophical
language of Jacques Derrida]. Rossijskaja politicheskaja enciklopediya (ROSSPEN). Azarova, Yulia (2011). “Kontsept ‘iterativnost’ v filosofii J. Derrida” [The concept of «iterability» in the philosophy of J. Derrida]. Vestnik Kharkovskogo nacional’nogo universiteta imeni V.N. Karazina. N980 (45): 166–174.
Babeuf, Gracchus (1977). “Manifest plebeev” [The Plebeians Manifesto]. In Babeuf,
Gracchus, Sochineniya v 4 t., t. 3. M.: Nauka.
Benstock, Shari (1985). “From Letters to Literature: La Carte postale in the Epistolary
Genre.” Genre, Vol. 18, N3: 257–295.
Berman, Marshall (1983). All that is solid melts into Air: The Experience of Modernity.
Verso.
Burger, Marcel (2002). Les manifestes: paroles de combat. De Marx à Breton. Paris:
Delachaux et Niestlé.
Betancourt, Michael (2022). “—————— manifest”. In 100 art-manifestov: ot futuristov
do stakistov [100 art manifestos: from futurists to stuckists]. Alpina non-fikshn. Caputo, John D., Scanlon, Michael J. (2005). “Introduction: The Postmodern Augustine.” In Augustine and Postmodernism. Confessions and Circumfession, ed. by John D. Caputo and Michael J. Scanlon. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press: 1–15.
Chernyh, Pavel (1999). Istoriko-etimologicheskij slovar’ sovremennogo russkogo yazyka v
2-h tomah [Historical and etymological dictionary of the modern Russian language in 2 volumes]. Vol. 1. Russkij yazyk.
“Code of canon law. Chapter IV. Matrimonial consent. Title VII. Marriage.” vatican. va. https://www.vatican.va/archive/cod-iuris-canonici/eng/documents/cic_lib4- cann998–1165_en.html#CHAPTER IV.
Cotton, Nicholas (2019). “Derrida à la lettre: éthique et politique du ‘perverformatif’ dans la Carte postale et au-delà.” Revista Filosófica de Coimbra, Vol. 28, N56: 433–458.
De Gouges, Olympe (1996). “Declaration of the Rights of Woman.” In The French Revolution and Human Rights: A Brief Documentary History.
“Declaration of the Rights of Man and Citizen” (1996). In The French Revolution and Human Rights: A Brief Documentary History.
Delain, Pierre (2013). “Derrida, les droits (droits humains, droits de l’homme)”. idixa. net https://www.idixa.net/Pixa/pagixa-1306301057.html
Derrida, Jacques (2007). “A Certain Impossible Possibility of Saying the Event.” In Critical Inquiry, Vol. 33, N2: 441–461.
Derrida, Jacques (2005). “Composing ‘Circumfession’.” In Augustine and Postmodernism. Confessions and Circumfession, ed. by John D. Caputo and Michael J. Scanlon, 19–27. Indiana University Press.
Derrida, Jacques (1983). “Devant la loi.” Royal Institute of Philosophy Supplements, Vol. 16: 173–188.
Derrida, Jacques (1994). Force de loi. Le “Fondement mystique de l’autorité”. Galilée. Derrida, Jacques (1980). La carte postale, de Socrate à Freud et au-delà. Aubier–
Flammarion.
Derrida, Jacques (1999). “Letter to a Japanese friend.” In Literary Theories: A Reader
and Guide. Edinburgh University Press.
Derrida, Jacques (2002). Marx & Sons. Presses Universitaires de France.
Derrida, Jacques (1997). Of Grammatology. Johns Hopkins University Press, corrected
edition, trans. Gayatri Chakravorty Spivak.
Derrida, Jacques (1985). “Otobiographies: The Teaching of Nietzsche and the Politics
of the Proper Name.” In The Eear of the Other: Otobiography, Transference, Translation: texts and discussions with Jacques Derrida. University of Nebraska Press.
Derrida, Jacques (1988). “Signature Event Context.” In Limited Inc. Northwestern University Press.
Derrida, Jacques (1994). Specters of Marx: The State of the Debt, the Work of Mourning and the New International, trans. by Peggy Kamuf. Routledge.
Derrida, Jacques (1987). The Post Card: From Socrates to Freud and beyond. Chicago: University of Chicago Press.
Derrida, Jacques (2005). “Violence and Metaphysics”. In Emmanuel Levinas, ed. by Claire Elise Katz & Lara Trout. Routledge.
Derrida, Jacques, Bennington, Geoffrey (1993). Jacques Derrida. University Of Chicago Press.
Derrida, Jacques, Calle-Gruber, Mireille (2006). “Scènes des différences.” Littérature, N142: 16–29.
Derrida, Jacques, Marion, Jean-Luc, Kearney, Richard (1999). “On the gift: a discussion between Jacques Derrida and Jean-Luc Marion.” In God, The Gift, and Postmodernism. Indiana University Press.
“Manifeste” (2011). In Dictionnaire de l’Académie française, 9e édition. dictionnaire- academie.fr https://www.dictionnaire-academie.fr/article/A9M0525.
Foucault, Michel (2003). “What is an Author?” In Reading architectural History. Routledge.
Gane, Nicholas (2006). “When We Have Never Been Human, What Is to Be Done? Interview with Donna Haraway.” Theory, Culture & Society, 23 (7–8): 135–158. Haraway, Donna (1987). “A manifesto for Cyborgs: Science, technology, and socialist
feminism in the 1980s.” Australian Feminist Studies, 2 (4): 1–42.
Hathaway, Oona A., Holste, William S., Shapiro, Scott J., Van De Velde, Jacqueline, Lachowicz, Lisa Wang (2018). “War Manifestos.” University of Chicago Law Review,
Vol. 85: Iss. 5: 1139–1226.
Henry, Michel (2011). “Proniknovenie v mysl’ Marksa” [Insight into Marx’s thought].
Istoriko-filosofskij ezhegodnik’2009: 229–245.
Indermuhle, Christian (2013). “Manifestes cybernétiques. Donna Haraway, les cyborgs
et les espèces de compagnie,” Lignes, Vol. 40, N1: 116–132.
Jaucourt, Mallet (1751). “Manifeste”. In Dans l’œuvre: Encyclopédie, ou Dictionnaire
raisonné des sciences, des arts et des métiers. fr.wikisource.org https://fr.wikisource.
org/wiki/L%E2%80%99Encyclop%C3%A9die/1re_%C3%A9dition/MANIFESTE. Kantorowicz, Ernst Hartwig (2016). The King’s Two Bodies: A Study in Mediaeval
Political Theology. Princeton University Press.
Khanova, Polina (2021). Performativnye strategii samoobosnovaniya filosofskih
tekstov (na materiale rabot Z. Delyoza i J. Derrida) [Performative strategies for self-justification of philosophical texts (based on the works of J. Deleuze and J. Derrida)]. Dissertation for the degree of Candidate of Philosophical Sciences. MGU.
Kihm, Christophe (2013). “Manifestes, collectifs, mobilisations”. Lignes, 2013/1n°40: 9–20.
Kirsch, Anja (2017). “Red catechisms: socialist educational literature and the demarcation of religion and politics in the early 19th century.” Religion, 48 (1): 8–36.
Klatt, Johanna, Lorenz, Robert (2010). “Politische Manifeste: Randnotizen der Geschichte oder Wegbereiter sozialen Wandels?” Manifeste: Geschichte und Gegenwart des politischen Appells: 7–46.
Labriola, Antonio (1999). “In Memory of the Communist Manifesto.” Social Scientist Vol. 27, N1/4: 3–48.
Lewis, Charlton Thomas, Short, Charles (1945). A Latin Dictionary. Oxford: Clarendon Press.
Luxemburg, Rosa (1974). “Our Program and the Political Situation.” Marxists Internet Archive https://www.marxists.org/archive/luxemburg/1918/12/31.htm
Marx, Karl (1977). A Contribution to the Critique of Political Economy, trans. from the German by S.W. Ryazanskaya, ed. by Maurice Dobb. Progress Publishers.
Marx, Karl (2002). “Theses On Feuerbach,” trans. by Cyril Smith. Marxists Internet Archive. https://www.marxists.org/archive/marx/works/1845/theses/index.htm.
Marx, Karl, Engels, Frederick (1872). “Preface to the 1872 German edition of Manifesto of the communist party.” Marxists Internet Archive. https://www.marxists.org/ archive/marx/works/1848/communist-manifesto/preface.htm.
Marx, Karl, Engels, Friedrich (2016). “Manifesto of the Communist Party.” Social Theory Re-Wired. Routledge.
Marx, Karl, Engels, Frederick (2010). “1847 Engels to Marx, 23–24 November”. In Marx/Engels Collected Works, Vol. 38, Letters 1844–51. Lawrence & Wishart.
Mauss, Marcel (2016). The Gift: The Form and Reason for Exchange in Archaic Societies. Routledge.
Orchakova, Larisa, Kozlovskaya, Galina, Palagina, Marina (2020). “Koronacionnye manifesty XIX v. kak sposob prezentacii imperatorskoj vlasti” [Coronation manifestos of the 19th century as a way of presenting imperial power]. Kaspijskij region: politika, ekonomika, kul’tura, N1: 15–19.
Plato (1962). Plato’s epistles, trans. by Glenn R. Morrow. The Library of Liberal Arts. Puchner, Martin (2006). Poetry of the revolution: Marx manifestos, and the avant-gardes.
Princeton University Press.
Reimer-Barry, Emily (2015). Catholic Theology of Marriage in the Era of HIV and AIDS:
Marriage for Life. Lexington Books.
Weeks, Kathi (2013). “The Critical Manifesto: Marx and Engels, Haraway, and Utopian
Politics.” Utopian Studies 24 (2): 216–231.
Wohl, Victoria (1998). “Plato Avant la Lettre: Authenticity in Plato’s Epistles.” Ramus,
27 (1): 60–93.
Yampolskaya, Anna (2014). “Rechevoj akt kak sobytie: Derrida mezhdu Ostinom
i Arendt” [Speech Act as Event: Derrida between Austin and Arendt]. Sociologicheskoe obozrenie. Vol .13. N 2: 9–24.
Опубликован
2024-08-29
Как цитировать
Макаров, В. (2024). Перформатив в декларации и манифесте: к вопросу о перверформативном наследии. Stasis, 12(1). извлечено от https://stasisjournal.net/index.php/journal/article/view/266