Политика случая: алеаторный материализм Альтюссера и философия события Бадью

  • Данил Давлетбаев

Аннотация

Несмотря на кажущуюся прозрачность, вопрос о соотношении мысли Луи Альтюссера и Алена Бадью, учителя и ученика, может получить новую трактовку, если рассмотреть позднюю философию Альтюссера, носящую имя «алеаторный материализм», как попытку обоснования политической практики посредством концептов случайности, встречи
и пустоты, задающих онтологическую проблематику. При этом ключевую функцию здесь выполняет материалистическая философия, определить которую Альтюссер стремился
в разные периоды своей работы. Одно из таких определений

можно обнаружить в его интерпретации философской практики Макиавелли, носящей сингулярный характер. Более того, в посвященном Макиавелли тексте обнаруживается попытка сконструировать концепт политического субъекта, который в поздних сочинениях исчезает. Отсюда можно предположить, что альтюссеровская «теория встречи»
в ее политических экспликациях расщепляется на две различные философские стратегии, объединенные приматом алеаторности: в первой конструируется специфическая «пустота» исторической конъюнктуры, которую должен занять грядущий субъект политической практики; во второй доминирующая роль отводится онтологическому концепту пустоты и действию «клинамена». Сопоставление внутренне расщепленной теории Альтюссера с концепцией события Бадью позволяет сделать вывод о том, что в философии последнего так или иначе совмещаются две обозначенные стратегии.

Биография автора

Данил Давлетбаев

Магистр философии, выпускник Центра практической философии «Стасис» Европейского университета в Санкт-Петербурге. Ул. Гагаринская, 6/1А, Санкт-Петербург, Россия E-mail: danildavletbaev55@gmail.com

Литература

Althusser, Louis (1976). Essays in Self-Criticism. Trans. Grahame Lock. New Left Books. Althusser, Louis (2011). “Ideologiya i ideologicheskie apparaty gosudarstva” [Ideology and Ideological State Apparatuses]. Neprikosnovenyi zapas, N 3 (77). https://www. nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/77_nz_3_2011/article/18605/ Althusser, Louis (2005). Lenin i filosofiya [Lenin and Philosophy]. Ad Marginem. Althusser, Louis (1999). Machiavelli and Us. Trans. Gregory Elliot. Verso.
Althusser, Louis (2006). Philosophy of the Encounter. Later Writings, 1978–87. Trans.
G. M. Goshgarian. Verso.
Althusser, Louis (1993). The Future Lasts Forever: A Memoir. Trans. Richard Veasey.
The New Press.
Althusser, Louis (2006). Za Marksa [For Marx]. Praksis.
Badiou, Alain (2006). Being and Event. Trans. Oliver Feltham. Continuum.
Badiou, Alain (2012). Etika: Ocherk o soznanii Zla [Ethics: An Essay on the Under-
standing of Evil]. Machina.
Badiou, Alain (2009b). Logic of worlds. Trans. Alberto Toscano. Continuum.
Badiou, Alain (2003). Manifest filosofii [Manifest of Philosophy]. Machina.
Badiou, Alain (2005). Meta/Politika: Mojno li myslit politiku? Kratkiy traktat po meta-
politike [Metapolitics]. Logos.
Badiou, Alain (2012). The adventure of French philosophy. Trans. Bruno Bosteels. Verso. Badiou, Alain (2009a). Theory of the Subject. Trans. Bruno Bosteels. Continuum. Bosteels, Bruno (2011). Badiou and Politics. Duke University Press.
Elliot, Gregory (1999). “Introduction: In the Mirror of Machiavelli.” In Machiavelli
and Us, trans. Gregory Elliot, xi-xxii. Verso.
Diefenbach, Katja (2013). “Althusser with Deleuze: how to think Spinoza’s immanent
cause.” In Encountering Althusser, ed. Katja Diefenbach, Sara R. Farris, Gal Kirn,
and Peter D. Thomas, 165–84. Bloomsbury.
Feltham, Oliver (2008). Alain Badiou: Live Theory. Continuum.
Hamza, Agon (2016). “Lacan contra Althusser: Dialectical Materialism vs Nominal-
ism.” Continental Thought & Theory: A Journal of Intellectual Freedom 1.1: 137–55. Hurst, Andrea (2004). “Derrida’s Quasi-Transcendental Thinking.” South African Jour-
nal of Philosophy 23.3: 244–66.
Lahtinen, Mikko (2013). “Althusser, Machiavelli and us: between philosophy and
politics.” In Encountering Althusser, ed. Katja Diefenbach, Sara R. Farris, Gal Kirn,
and Peter D. Thomas, 115–25. Bloomsbury.
Matheron, François (1999). “Editorial Note.” In Machiavelli and Us, trans. Gregory
Elliot, vii-ix. Verso.
Montag, Warren (2013). Althusser and His Contemporaries. Philosophy’s Perpetual War. Duke University Press.
Morfino, Vittorio (2021). “Are there One or Two Aleatory Materialisms?” Materialism and Politics 20: 91–106.
Morfino, Vittorio (2014). Plural Temporality: Transindividuality and the Aleatory be- tween Spinoza and Althusser. Brill.
Pippa, Stefano (2019a). “Althusser with Machiavelli: ‘Thinking the Deed to Be Ac- complished’ as a New Materialist Practice of Philosophy.” Stasis 8.3: 94–199. Pippa, Stefano (2019b). “Void for a Subject: Althusser’s Machiavelli and the Concept
of ‘Political Interpellation’.” Rethinking Marxism 31.3: 363–79.
Zizek, Slavoj (2014). Shchekotliviy subjekt: otsutstvuishchiy tsentr politicheskoy ontologii [The Ticklish Subject: The Absent Centre of Political Ontology]. Izdatelskiy dom
“Delo” RANHiGS.
Опубликован
2024-08-29
Как цитировать
Давлетбаев, Д. (2024). Политика случая: алеаторный материализм Альтюссера и философия события Бадью. Stasis, 12(1). извлечено от https://stasisjournal.net/index.php/journal/article/view/261