Хитрость рационалиста: Декарт как главный враг политической теологии
Аннотация
В статье предпринимается попытка связать проект политической теологии Карла Шмитта с картезианской традицией мысли и указать при помощи этого на апории теории немецкого юриста. Аналогия Бога и суверена, предложенная Шмиттом в работе 1922 года, рассматривается в контексте еe изначальной формулировки, изложенной в письме Декарта — Мерсенну. Анализируются последствия переворачивания формулы Декарта «Бог как суверен», в результате которого появляется формула «суверен как Бог». Для этого на основе работ Майкла Гиллеспи проясняется парадоксальное место Бога в системе Декарта, которое определяется его конститутивным бессилием. Зависимость гипотезы Шмитта от ее картезианских истоков позволяет обнаружить теоретическую хрупкость всей конструкции политической теологии. В частности, поясняется, что полемика Шмитта с Вальтером Беньямином по теме «бессилия Бога» является следствием ошибочного понимания реальной угрозы для проекта политической теологии, исходящей от философии Декарта.
Литература
Agamben, Giorgio (2005). La potenza del pensiero: saggi e conferenze. Vicenza: Neri Pozza.
Agamben, Giorgio (2015). Stasis. Civil War as a Political Paradigm. Stanford: Stanford University Press.
Benjamin, Walter (1998). The Origin of German Tragic Drama. London and New York: Verso.
Derrida, Jacques (2009). The Beast and the Sovereign. Volume 1. Chicago: University of Chicago Press.
Descartes, René (2000a). «Meditations on First Philosophy». In Philosophical Essays and Correspondence. Indianapolis: Hackett Publishing.
Descartes, René (2000b). «Correspondence». In Philosophical Essays and Correspondence. Indianapolis: Hackett Publishing.
Fokin, Sergej (2018). «Rene Dekart i Kristina Shvedskaya: maniya razuma i strast’ suverennosti». Logos, № 4: 223–260.
Frankfurt, Harry (1977). «Descartes on the Creation of the Eternal Truths». The Philosophical Review, Vol. 86, № 1: 36–57.
Gillespie, Michael Allen (1995). Nihilism before Nietzsche. Chicago: University of Chicago Press.
Gillespie, Michael Allen (2008). The Theological Origins of Modernity. Chicago: University of Chicago Press.
Goryainov, Oleg (2018). Pravo imeyushchij. K kritike politicheskoj teologii. SPb.: Translit.
Goryainov, Oleg (2023). «Gospodin Test i den’gi: o nekotoryh sledstviyah kartezianstva Polya Valeri». In «Ekonomika vs iskusstvo». Al’manakh Centra ekonomicheskoj kul’tury. M.; SPb.: Izdatel’stvo Instituta Gajdara; Centr ekonomicheskoj kul’tury. (Manuscript submitted for publication.)
Marion, Jean-Luc (2007). «O beloj teologii Dekarta». Vestnik Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii, № 8 (2): 129–141.
Nancy, Jean-Luc (2016). Ego Sum. Corpus, Anima, Fabula. New York: Fordham University Press.
Negri, Antonio (2007). The Political Descartes. London and New York: Verso.
Ruda, Frank (2016). Abolishing Freedom. A Plea for a Contemporary use of Fatalism. Lincoln: University of Nebraska Press.
Sartre, Jean-Paul (1955). «Cartesian Freedom». In Literary and Philosophical Essays. New York: Collier Books.
Schmitt, Carl (1985). Political Theology: Four Chapters on the Concept of Sovereignty. Chicago. The University of Chicago Press.
Schmitt, Carl (1986). Political Romanticism. Cambridge: MIT Press.
Schmitt, Carl (1996). The Leviathan in the State Theory of Thomas Hobbes: Meaning and Failure of a Political Symbol. Westport: Greenwood Press.
Schmitt, Carl (2011). «Glossarij». Sociologicheskoe obozrenie, № 3: 110–114.
Schmitt, Carl (2015). Glossarium Aufzeichnungen aus den Jahren 1947 bis 1958. Berlin: Duncker & Humblot.
Schmitt, Carl (2017). Ex Captivitate Salus. Experiences, 1945–47. Cambridge: Polity.
Sretenskij, Nikolaj (2007). Lejbnits i Dekart. SPb.: Nauka.
Valéry, Paul (1948). «An Evening with M. Teste». In Monsieur Teste. New York: Alfred A. Knopf.
Valéry, Paul (1948). «A Fragment on M. Teste». In Monsieur Teste. New York: Alfred A. Knopf.
Valéry, Paul (1968). «A View of Descartes». In The Collected Works of Paul Valéry, Vol. 9, 36–68. Princeton: Princeton University Press.