Игрушечное производство Бартрама как сеть знания

  • Александр Марков
Ключевые слова: Бартрам, кустарное производство, народная игрушка, доминанта, познавательная деятельность, русский авангард

Аннотация

Русский коллекционер, теоретик искусства и педагог Николай Бартрам может быть отнесен к ранним советским авангардным энтузиастам труда. Игрушка для него обладает двойным смыслом: она репрезентирует основные трудовые процессы и уже имеющиеся логистические связи, и она же передает автономное знание. Бартрам смело сводит эстетическую и практическую сторону игрушки к этой автономии знания и, следуя достижениям тогдашней педагогики, создает собственную модель развития кустарного производства. В этой модели правильное размещение игрушек как одновременно инструментов идеализации народных промыслов и инструментов их правильного систематического познания противостоит логике капитализма и обосновывает систему взаимодействий людей и вещей, предвещающую современный акторно-сетевой подход. Прочтение текстов Бартрама и рассмотрение разработанных им игрушек, а также созданного им музея как инструмента социального проектирования в свете акторно-сетевого подхода позволяет как увидеть единство его деятельности до и после революции, так и поместить его в канон раннесоветских авангардных интеллектуалов, проблематизирующих производительный труд эстетическими средствами.

Биография автора

Александр Марков

Доктор филологических наук, профессор,
ФГБОУ ВО Российский государственный гуманитарный университет,
125993, ГСП‐3, Москва, Миусская площадь, д. 6
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,
600000, Владимир, ул. Горького, д.
87 E‐mail: markovius@gmail.com

Литература

Bartram, N. D. (1909). Ob igrushkakh. Po povodu vystavki igrushek proshlogo i nas‐ toiashchego v Moskovskom Kustarnom muzee. Noiabr’ 1909 [On toys. Regarding the exhibition of toys of the past and present in the Moscow Handicraft Museum. November 1909]. Moscow.
Bartram, N. D. (1911). “Igrushki i nachatki ruchnogo truda.” [Toys and the rudiments of manual labor]. In: Igrushka: ee istoriia i znachenie [Toy: its history and meaning]. M.: I. D. Sytin: 237–246.
Bartram, N. D. (ed.) (1923). Pribautki [Folk Jokes]. Moscow: Publishing House of the Russian Theater Society.
Bartram, N. D., Ovchinnikova, I. E. (1928). Muzei igrushki. Ob igrushke, kukol'nom teatre, nachatkakh truda i znanii i o knige dlia rebenka [Toy Museum. About a toy, a puppet theater, the beginnings of labor and knowledge, and a book for a child]. Leningrad: Academia.
Bartram, N. D. (1979). Izbrannye stat'i. Vospominaniia o khudozhnike [Selected articles. Memories of an artist]. Moscow: Soviet artist.
Vaisero, W. F. (2018). “N. D. Bartram-khudozhnik, pedagog, novator v oblasti bo- gorodskoi khudozhestvennoi rez'by po derevu.” [N. D. Bartram is an artist, teacher, innovator in the field of Bogorodsk artistic woodcarving]. Traditsionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie [Traditional Arts and Crafts and Education], 4: 136-143.
Ivanov, V. V. (2007). “Pervaia tret' dvadtsatogo veka v russkoi kul'ture: mudrost', razum, iskusstvo.” [The first third of the twentieth century in Russian culture: wisdom, reason, art]. Trudy RASh [Proceedings of the Russian Anthropological School], 4-1: 8-117.
Kartashova, M. V. (2019). “Kustarnye muzei Rossiiskoi imperii v kontse XIX-nachale XX veka.” [Handicraft museums of the Russian Empire in the late XIX-early XX centuries]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, 2: 19-26.
Kuznetsova, L. A. (2013). “Istoriia sozdaniia Kurskogo istoriko-arkheologicheskogo i kustarnogo muzeia, uchrezhdennogo v pamiat' poseshcheniia Nikolaem II Kurska v 1902 g.” [The history of the founding of the Kursk Historical, Archaeological and Handicraft Museum, established in memory of Nicholas II’s visit to Kursk in 1902]. Vestnik arkhivista, 4: 25–39.
Lavrov, D. E. (2020). “Fedoskinskaia lakovaia miniatiura, sozdannaia po obraztsam Kustarnogo muzeia (1910–1930-e gg.).” [Fedoskino lacquer miniature, created according to the samples of the Handicraft Museum (1910-1930s)]. Voprosy muze‐ ologii, 11(1): 38–49.
Latour, B. (2015). Paster: Voina i mir mikrobov [Pasteur: War and peace of microbes]. St. Petersburg: European University at St. Petersburg.
Narvoit, K. Y. (2015) “Znamenityi i neizvestnyi Kustarnyi muzei.” [The Famous and Unknown Handicraft Museum]. In: Kustarnyi muzei: opyt sokhraneniia traditsii [Handicraft Museum: Experience in Preserving Traditions]. 24:3–12.
Ozerova, O. V. (2018). “Khudozhestvenno-pedagogicheskomu muzeiu igrushki im. N. D. Bartrama 100 let.” [To the Artistic and Pedagogical Museum of Toys named after N. D. Bartram 100 years]. Traditsionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie, 3: 7–13.
Rychkova, E. A. (2017) “Rol' Kustarnogo muzeia v deiatel'nosti zemskikh uchebnykh masterskikh moskovskoi gubernii v kontse XIX-nachale XX veka.” [The Role of the Handicraft Museum in the Activities of the Zemstvo Educational Workshops of the Moscow Province in the Late 19th and Early 20th Centuries]. Pedagogika iskusstva. 4:200–203.
Sazonov, N., Hennig, A. (2021). Sintez sovremennosti: ruiny GAKhN i postdistsiplinarnost' [Synthesis of modernity: the ruins of the State Academy of Arts and Sciences and post-disciplinarity]. Moscow: Publishing house of the Gaidar Institute.
Ukhtomsky, A. A. (2002). Dominanta. Stat'i raznykh let [Dominant. Articles of different years. 1887–1939]. Saint-Petersburg: Piter.
Filippova, O. N. (2017). “N. D. Bartram — kollektsioner i khudozhnik (1873–1931 gg.).” [N. D. Bartram — collector and artist] (1873-1931). In: Sovremennye proble‐ my gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Modern problems of the humanities and natural sciences]: 188–193.
Опубликован
2023-01-30
Как цитировать
Марков, А. (2023). Игрушечное производство Бартрама как сеть знания. Stasis, 14(2). извлечено от https://stasisjournal.net/index.php/journal/article/view/224
Раздел
Статьи