К имманентному смыслу нравственности

  • Андрей Железнов
Ключевые слова: Этика, мораль, нравственность, апория, дружба, справедливость, дар, имманентное

Аннотация

В этом тексте мы исследуем понятие нравственности. Это исследование строится вокруг разбора противоречий, или апорий, сформулированных в результате деконструкции морали Жаком Деррида, полагавшем, что эта деконструкция доводит постановку вопроса о морали до предела. Мы используем приемы Жиля Делёза, чтобы обойти сформулированные Деррида противоречия. Проблема, или апория, которую показывает Деррида, заключается в том, что нравственный поступок невозможно представить в качестве разумного активного действия. Во-первых, потому что поступок не будет нравственным, если он совершается как ради выгоды, так и ради исполнения морального долга. Во-вторых, потому что мы не можем разумно, без противоречия представить себе ситуацию, в которой нравственный поступок состоялся,— Деррида говорит, что нравственность «желает невозможного». Разрешая апорию нравственности, мы указываем на необходимость мыслить нравственность имманентно, то есть рассматривать нравственный поступок как ценный, исходя из его собственного содержания, а не внешних выгод или оценок. В таком смысле нравственность довольно неожиданным образом оказывается возможностью «действовать не по обязанности», то есть выходить за пределы актуальных интересов, законов и правил. В таком смысле нравственный поступок рассматривается как событие перехода от одного состояния социальных связей к другому. Причем это такой переход, который предполагает отсутствие необходимости выбора того или иного результата — новая социальная связь не определяется никакими обязательствами или выгодами. Заботиться о таком переходе к неизвестному новому, к новым отношениям, верить в ценность этих новых отношений, — это и значит быть нравственным.

Биография автора

Андрей Железнов

Независимый исследователь, кандидат философских наук,
Екатеринбург, Россия
E‐mail: itsnomoredancing@gmail.com

Литература

Deleuze, Gilles, Guattari Félix (1996). What Is Philosophy? New York: Columbia University Press.
Deleuze, Gilles (1990). Logic of sense. New York: Columbia University Press.
Derrida, Jacques, Marion, Jean-Luc (1999). “On the Gift: A discussion between Jacques Derrida and Jean-Luc Marion, Moderated by Richard Kearney.” In God, the gift, and postmodernism, ed. Caputo, J. D., and Scanlon, M. J., 54-78. Bloomington: Indiana University Press.
Derrida, Jacques (1995). On the name. Stanford: Stanford University Press.
Derrida, Jacques (2007). “A Certain Impossible Possibility of Saying the Event.” Critical Inquiry, 33 N 2: 441–461.
Derrida J. (1992) Force of law: The “mystical foundations of authority”. In Deconstruction and the possibility of justice, ed. Drucilla Cornell, Michel Rosenfeld, and David Carlson. London: Routledge.
Derrida J. (2001) On Cosmopolitanism and Forgiveness. Psychology Press. 60 p.
Evink E. (2009). Finite responsibility. In Philosophy and Social Criticism 35 (4):467-481.
Fecondo, Alfredo (2019). Obosnovanie etiki u Zhaka Derrida [Jacques Derrida’s Justification of Ethics] [Doctoral thesis, Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences]. Novosibirsk: Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences.
Kant, Immanuel (1996). Critique of Practical Reason. Cambridge & New York: Cambridge University Press.
Kant, Immanuel (1997). Groundwork of the Metaphysics of Morals. Cambridge & New York: Cambridge University Press.
Lawrence R. (2011) Impatience: On Derrida, Milbank and the Decision, Political Theology, 12:1, 24-47, DOI: 10.1558/poth.v12i1.24
Milbank J. (1995) Can A Gift Be Given: Prolegomena To A Future Trinitarian Metaphisic— Modern Theology 11:1 January, 119 - 161.
Milbank J. (1999) The Ethics of Self-Sacrifice // First Things 1999 March; (91): 33-38 url: www.firstthings.com/article/1999/03/004-the-ethics-of-self-sacrifice
Milbank J. (2003) Being reconciled. Ontology and pardon – London, Routledge, 257 pp.
Petrovsky, Helen (2011). “Vtorzhenie i gostepriimstvo (Zh.-L. Nansi i Zh. Derrida)” [Intrusion and Hospitality (Jean-Luc Nancy and Jacques Derrida)]. Russian Journal of Philosophical Sciences N 3 (2011): 108-115.
Raffoul F. (2008). Derrida and the Ethics of the Im-possible, Research in Phenomenology, 38(2), 270-290.
Smith D. (2007) Deleuze and Derrida, immanence and transcendence: Two directions in recent French thought Contemporary Philosophy. 2007. Vol. 11. P. 123–130.
Todorovska M. (2018). The (im)possibility to forgive – some aspects of forgiveness and ressentiment. Меѓународна конференција „Св. Климент Охридски: милоста и милосрдието во Библијата и во Црквата“ (Охрид, 20-22. 10. 2016), Православен богословски факултет, Скопје, 97-127.
Yampolskaya,Anna (2012).“Proshchenie mezhdu darom i obmenom: antipelagianskaya polemika Avgustina v kontekste filosofii XX veka” [The pardon is gift or change? Augustine's antipelagianism in the 20th century philosophy]. Articult 7, N 3 (2012): 1-18.
Yampolskaya, Anna (2014). Rechevoy akt kak sobytie: Derrida mezhdu Оstinom i Arendt [Speech Act as Event: Derrida, Austin and Arendt]. Russian Sociological Review, 13 N 2 (2014), 9-24.
Опубликован
2023-01-30
Как цитировать
Железнов, А. (2023). К имманентному смыслу нравственности. Stasis, 14(2). извлечено от https://stasisjournal.net/index.php/journal/article/view/222
Раздел
Статьи