Время труда и время досуга: отчуждение в эпоху цифровизации

  • Иван Микиртумов
Ключевые слова: Отчуждение, труд, досуг, цифровизация, свобода, необходимость, коммодификация

Аннотация

В статье предложена попытка ответить на вопрос о влиянии цифровизации на отчуждение и дифференциацию труда и досуга. Контекстуализируется концепция отчуждения из «Экономическо-философских рукописей» Маркса, и проводится различие между временем труда как отчужденного существования, или необходимости, и личным временем как временем досуга и свободы. Отчуждение рассматривается и как концепт, и как аффект (предпочтение отдается второму). Цифровизация в свою очередь рассматривается как явление, оказывающее влияние на труд, сходное с тем, какое оказывают иные технологические усовершенствования, но обладающее известной спецификой. Труд становится не просто более сложным, он индивидуализируется, становится уникальным сам по себе, а также по своему продукту. Затрагивая здесь идеи Маркса, Штирнера, Арендт, Вирно, а также наблюдения Болтански, Кьяпелло и Эскера, касающиеся творческого и уникального в труде в связи с отчуждением, формулируется следующий вывод: отчуждение в труде под влиянием цифровизации уменьшается и даже исчезает, замещаясь аффектом агона. Специфика такого труда состоит также в том, что его продуктами являются продукты коммодифицированной свободы, т. е. то, что предназначено для потребления в сфере свободы — личного, или «своего» времени. Поскольку свобода мыслится как пространство реализации себя, в ней ищется подлинное и уникальное, причем также и в агоне, которым сфера труда инфицирует сферу свободы. Коммодификация досуга вносит в него отчуждение особого рода — в отличие от труда свобода отчуждается не другому, но себе самому. Отчуждающей силой становится голая необходимость, свобода коллапсирует, а текущий уклад жизни лишается смысла. Различие между трудом и досугом не исчезает, но получает новое основание.

Биография автора

Иван Микиртумов

Доктор философских наук,
доцент факультета свободных искусств и наук
Санкт-Петербургского государственного университета,
Университетская наб., 7–9, Санкт-Петербург, Россия
E-mail: imikirtumov@gmail.com

Литература

Afanasov, Nikolay (2019). “Svobodnoe vremya kak novaya forma truda: tsifrovye professii i kapitalizm” [Free Time as a New Form of Labor: Digital Professions and Capitalism]. Galaktika media: zhurnal media issledovaniy [Galactica Media: Journal of Media Studies], № 1: 43–59. https://galacticamedia.com/index.php/gmd/issue/view/1.

Arendt, Hannah (1998). The Human Condition [1958]. Chicago: University of Chicago Press.

Aristotle (1978). “Ritorika” [Rhetoric]. In Antichnye ritoriki [Ancient rhetoricians], ed. A. A. Takho-Godi, trans. N. Platonova, 15–166. Moscow: Moscow University Press.

Aristotle (2009). The Nicomachean Ethics. Trans. David Ross. Oxford: Oxford University Press.

Boltanski, Luc, Chiapello, Eve (2007). The New Spirit of Capitalism. Trans. Gregory Elliott. New York & London: Verso.

Boltanski, Luc, Esquerre, Arnaud (2020). Enrichment: A Critique of Commodities. Trans. Catherine Porter. Cambridge: Polity Press.

Bourdieu, Pierre (2017). Anthropologie économique. Cours au Collège de France (1992–1993) [Economic Anthropology. Lecture Course at the Collège de France (1992–1993)]. Paris: Raisons d’agir, Seuil.

Chiesa, Lorenzo (2009). “The World of Desire: Lacan between Evolutionary Biology and Psychoanalytic Theory.” The Yearbook of Comparative Literature 55 (2009), 200–225. Toronto: University of Toronto Press.

Engels, Friedrich, Marx, Karl, (2010). “The German Ideology” [1932]. In Collected Works. Volume 5, Marx & Engels 1845–47, trans. Clemens Dutt et al, 19–531.London: Lawrence & Wishart.

Hegel, Georg Wilhelm Friedrich (2008). Outlines of the Philosophy of Right. Trans. T. M. Knox, ed. Stephen Houlgate. Oxford: Oxford University Press.

Hegel, Georg Wilhelm Friedrich (2018). Phenomenology of Spirit. Trans. Terry Pinkard. Cambridge: Cambridge University Press.

Johannisson, Karin (2018). Istoriya melankholii [A History of Melancholy]. Trans. I. Matytsina. Moscow: NLO.

Kojève, Alexandre (1970). “Hegel, Marx, and Christianity.” Interpretation 1 (1): 21–42.

Maiatsky, Michail (2015). “Osobozhdenie ot truda, bezuslovnoe posobie i glupaya volya” [Liberation from Work, Unconditional Income and Foolish Will]. Logos [Logos], № 3: 72–87.

Marx, Karl (1863). “Henri Storch [Unhistorical Approach to the Problem of the Interaction between Material and Spiritual Production. Conception of “Immaterial Labour” Performed by the Ruling Class],” in “Theories of Surplus Value.” Marxists Internet Archive. https://www.marxists.org/archive/marx/works/1863/theoriessurplus-value/ch04.htm.

Marx, Karl (1962). “Proyavleniya kapitalizma v oblasti nematerial’nogo proizvodstva” [Manifestations of Capitalism in Immaterial Production]. In Marx, Karl, Engels, Friedrich. Sochineniya v 50 t. [Writings, in 50 Vols.], Second Edition, Vol. 26., Part 1, 420–421. Moscow: Politizdat.

Marx, Karl (1991). Capital. A Critique of Political Economy [1981]. Trans. David Fernbach. London: New Left Review and Penguin Books.

Marx, Karl (1992). “Economic and Philosophical Manuscripts (1844),” in Early Writings [1975]. Trans. Rodney Livingstone and Gregor Benton. London: Penguin Books.

Mauss, Marcel (2001). The Gift: The Form and Reason for Exchange in Archaic Societies. Trans. W. D. Halls. Abingdon: Routledge.

Melikova-Tolstaïa, Sofia (1997). “K ucheniyu Aristotelya o vozdeystvii komedii” [Aristotle’s Teachings on the Effects of Comedy]. In Drevniy mir i my: klassicheskoe nasledie v Yevrope i Rossii [The Ancient World and Us: The Classical Heritage in Europe and Russia], 12–19. Saint Petersburg: Aletheia.

Sartre, Jean-Paul (2000). Being and Nothingness: An Essay on Phenomenological Ontology. Trans. Hazel E. Barnes. Abingdon: Routledge.

Shishkina, Tat’yana, Shishkin, Mikhail (2019). “Daroobmen kak narrativ i metafora” [Gift Exchange as Narrative and Metaphor]. Logos [Logos], т. 29, № 6: 229–252.

Sorina, Galina (2020). “Intellektual’naya deyatel’nost’: prisvoenie, otchuzhdenie, sposoby khraneniya” [Intellectual Activity: Appropriation, Alienation and Means of Storage]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings], № 4 (68): 85–103.

Stirner, Max (2017). The Unique and Its Property. Trans. Apio Ludd aka Wolfi Landstreicher. Baltimore: Underworld Amusements.

Tsiolkovskiy, Konstantin (2010). Mirazhi budushchego obshchestvennogo ustroystva [Mirages of a Future Social Order]. Moscow: NITs “Luch.”

Virno, Paolo (2004). A Grammar of the Multitude: For an Analysis of Contemporary Forms of Life. Los Angeles & New York: Semiotext(e).

Опубликован
2022-11-07
Как цитировать
Микиртумов, И. (2022). Время труда и время досуга: отчуждение в эпоху цифровизации. Stasis, 13(1), 38-76. извлечено от https://stasisjournal.net/index.php/journal/article/view/212