Отчуждение труда в контексте позднего капитализма: между универсальностью и виртуозностью
Аннотация
В статье производится критический анализ доктрины «нематериального труда» в контексте классической для марксизма проблемы отчуждения. В наши дни концепт отчуждения, в идеалистической форме выдвинутый Гегелем и материалистически истолкованный Марксом как выражение процесса отчуждения труда, подвергается обновленной интерпретации. Один из вариантов — доктрина «нематериального труда», представленная работами современных теоретиков, таких как Паоло Вирно, Андре Горц,
Маурицио Лаццарато, Антонио Негри и Майкл Хардт. В ряду более ранних подходов к решению обозначенной проблемы выделяется версия отечественного теоретика второй половины XX века Эвальда Ильенкова, который связывал преодоление отчуждения с универсализацией человека. Схожая логика прослеживается и в доктрине «нематериального труда», которая, как утверждают ее авторы, опирается на объективную тенденцию развития производства и трудовых отношений при позднем капитализме. В новых условиях предполагается более значительная, чем прежде, информационная и коммуникативная насыщенность труда, что на фоне снижения его физической, материальной составляющей придает ему черты «виртуозности», приближает к практике творческого и политического действия, способствует универсализации. Теоретики «нематериального труда» реализуют две модели этой доктрины — экономическую и политическую, в которых акцентируются различные аспекты данного феномена и ставятся разные задачи. В нашей работе предлагается концептуализация доктрины нематериального труда как выражения «пророческой» функции (Д. Гребер) современной марксисткой теории: она выражает логику осмысления проблемы отчуждения и пытается произвести свои варианты решения, которые потенциально утопичны.
Литература
Amorim H. (2014) “Theories of immaterial labour: a critical reflection based on Marx.” Work Organisation, Labour & Globalisation, Vol. 8, N 1: 88–103.
Arendt, Hannah (1998). The Human Condition [1958]. Chicago: University of Chicago Press.
Ashkerov, Andrey (2003). “Filosofiya truda [Philosophy of Labor]. Sotsiologicheskoe obozrenie [Sociological Review], T. 3 , № 2: 50–70.
Brownlee, Timothy L. (2015). “Alienation and Recognition in Hegel’s Phenomenology of Spirit. The Philosophical Forum, 46 (4): 377–396.
Engels, Friedrich, Marx, Karl (1991). Capital: A Critique of Political Economy, Volume Three [1981]. Trans. David Fernbach. London: Penguin Books.
Engels, Friedrich, Marx, Karl (2010). “Economic Manuscripts of 1857–58, in Collected Works, Volume 29: Marx 1857–61. Trans. Victor Schnittke and Yuri Sdobnikov. London: Lawrence & Wishart.
Gandio, Jason Del (2011). “Rethinking Immaterial Labor: Communication, Reality, and Neo-Radicalism. Radical Philosophy Review, Vol. 14 N 2: 121–138.
Gorz, André (2010). The Immaterial: Knowledge, Value and Capital. Trans. Chris Turner. Kolkata: Seagull Books.
Graeber, David (2008). The sadness of post-workerism, or, “Art and Immaterial Labour Conference: A Sort of Review, January 19, London, Tate Britain. https://biblioteca-alternativa.noblogs.org/files/2011/03/graeber_sadness.pdf.
Hardt, Michael, Negri, Antonio (2000). Empire. Cambridge: Harvard University Press.
Hardt, Michael, Negri, Antonio (2004). Multitude: War and Democracy in the Age of Empire. New York: The Penguin Press.
Hardt, Michael, Negri, Antonio (2009). Commonwealth. Cambridge: Harvard University Press.
Hardt, Michael, Negri, Antonio (2019). “Empire: Twenty Years on. New Left Review, Vol. 120: 67–92.
Hegel, Georg Wilhelm Friedrich (2018). Phenomenology of Spirit. Trans. Terry Pinkard. Cambridge: Cambridge University Press.
Il’yenkov, Eval’d (1968). Ob Idolakh i idealakh [On Idols and Ideals]. Moscow: Politizdat.
Il’yenkov, Eval’d (1991) “Gegel’ i ‘otchuzhdenie’” [Hegel and ‘Alienation’], in Filosofiya i kul’tura [Philosophy and Culture]. Moscow: Politizdat.
Lazzarato, Maurizio. (1996) “Immaterial labor. In Radical Thought in Italy: A Potential Politics, ed. Paolo Virno, Michael Hardt,132–148. Minneapolis: University of Minnesota Press.
Maiatsky, Michail (2007). “Kognitivnyy kapitalizm — svetloe budushchee nauchnogo kommunizma? [Cognitive Capitalism: The Bright Future of Scientific Communism?] Logos [Logos], № 4 (61): 230–239.
Marcuse, Herbert (1969). “Repressive Tolerance [1965]. In A Critique of Pure Tolerance, ed. Robert Paul Wolff, Barrington Moore, Jr., and Herbert Marcuse. Boston: Beacon Press.
Mareev, Sergey (2007). “Spinoza v sovetskoy filosofii [Spinoza in Soviet Philosophy]. Logos [Logos], № 2 (59): 187–200.
Marks, Karl, Ehngel’s, Fridrikh (1969). “Ehkonomicheskie rukopisi 1857–1859 godov [Economic Manuscripts of 1857–1859], in Sochineniya [Сollected works], in 50 vol., Vol. 46, P. 2. M.: Politizdat.
Marx, Karl (1992). “Economic and Philosophical Manuscripts (1844), in Early Writings [1975]. Trans. Rodney Livingstone and Gregor Benton. London: Penguin Books.
Negri, Antonio, Vercellone, Carlo (2007). “Il rapporto capitale/lavoro nel capitalism cognitivo. Posse, Ottobre: 46–56.
Negri, Antonio (1991). The Savage Anomaly: The Power of Spinoza’s Metaphysics and Politics. Minneapolis: University of Minnesota Press.
Pippa, Stefano (2019). “Althusser with Machiavelli: ‘Thinking the Deed to Be Accomplished’ as a New Materialist Practice of Philosophy. Stasis, Vol. 8. N 2: 94–119.
Rybin, Vladimir (2011). “Il’yenkov i Marks [Ilyenkov and Marx]. Al’ternativy [Alternatives], № 3: 193–203.
Sosna, Nina (2014). “Potentsial’no “chelovecheskoe : Virno i medial’noe [Potentially ‘Human’: Virno and the Medial]. Filosofskiy zhurnal [Philosophical Journal], № 10: 65–75.
Vercellone, Carlo (2005). “The hypothesis of cognitive capitalism. Towards a Cosmopolitan Marxism, Historical Materialism Annual Conference, November 4–6. London, Birkbeck College and SOAS. https://www.researchgate.net/publication/23530759_The_hypothesis_of_cognitive_capitalism.
Virno, Paolo (2004). A Grammar of the Multitude: For an Analysis of Contemporary Forms of Life. Los Angeles & New York: Semiotext(e).
Virno, Paolo (2015). When the Word becomes flesh: language and human nature. South Pasadena: Semiotext(e).
Zaru Elia (2019). La postmodernitа di “Empire : Antonio Negri e Michael Hardt nel dibattito internazionale 2000–2018. Milano: Mimesis.
Copyright (c) 2022 stasis@eu.spb.ru Европейский университет в Санкт-Петербурге
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.