Отвращение к женскому: психоаналитическое прочтение мифа о Горгоне Медузе

  • Вероника Беркутова

Аннотация

В статье исследуется история Горгоны Медузы через призму психоаналитической теории отвратительного. Автор раскрывает специфику отвращения на каждой стадии психосексуального развития ребенка, обращаясь к работам Зигмунда Фрейда и Лу Андреас-Саломе. Переживание отвратительного обнаруживает связь с материнским Другим и утраченным абъектом, что подробно рассматривается в теории Юлии Кристевой; а также отсылает к концептуализации травмы в творчестве Брахи Лихтенберг Эттингер. В мифе о Горгоне соединяются психоаналитические концепции страха кастрации и феминистская рефлексия на тему женского. В культуре женское нередко оказывается вытесненным или маркированным как нечто ужасное, мерзкое, низкое, отвратительное. В размышлениях об отвратительном и возвышенном объекте, которые в одно и то же время воплощаются в образе Горгоны, выявляется ее связь с функцией сублимации и с зарождением изобразительного искусства как такового. Наконец, встреча с невыносимым взглядом Медузы указывает на ее бытие Вещи, что открывает путь к осмыслению женского как Иного.

Биография автора

Вероника Беркутова

Психоаналитик, старший преподаватель кафедры теории психоанализа Восточно-Европейского института психоанализа,
Большой пр-т. П. С., д. 18, лит. А, Санкт-Петербург, Россия
E-mail: veronika.berkutova@yandex.ru

Литература

Andreas-Salomé, Lou (1916). «Аnal und sexual.» Imago—Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften IV.5: 249–315.
Berkutova, Veronika (2020). «Feminitivy v russkom yazyke: psihoanaliticheskiy as- pect» [Feminitives in the Russian languages: A psychoanalytic aspect]. Lacanalia 33: 92–111.
Brouwer de, Didier (1995). «La fascination ou la passion de l’image: un itinéraire pour Ulysse qui se garde du cyclope comme personne.» Le Bulletin Freudien (As- sociation Freudienne de Belgique). http://www.association-freudienne.be/pdf/bul- letins/27-BF25–26.06.DE_BROUWER.pdf.
Butler, Judith (2004). «Bracha’s Eurydice.» Theory, Culture & Society 21.1: 95–100. Buci-Glucksmann, Christine (2013). «Vzglyad Meduzy ili Obnazheniye Zhivopisi» [The look of Medusa or the denudation of art]. In: Cabinet Ω. Bracha LichtenbergEttinger. St Petersburg: Skifiya-print.
Cain, Abigail (2018). «What Depictions of Medusa Say about the Way Society Views Powerful Women.» Artsy. https://www.artsy.net/article/artsy-editorial-depictions-
medusa-way-society-views-powerful-women.
Cixous, Hélène (1976). «The Laugh of the Medusa.» Signs 1.4: 875–93.
Chiriaco, Sonia (2012). Le Désir foudroyé. Sortir du traumatisme par la psychanalyse.Paris: Navarin.
Dolto, Françoise (1984). L’image inconsciente du corps. Paris: Seuil.
Eliade, Mircea (1965). Mephistopheles and the Androgyne: Studies in Religious Myth and Symbol. New York: Sheed and Ward.
Epstein, Danièle (1993). «Autour de Méduse: Regard et Création.» Histoire de la Folie. http://www.histoiredelafolie.fr/psychiatrie-neurologie/daniele-epstein-au-
tour-de-meduse-regard-et-creation-1993.
Freud, Sigmund (1905). «Three Essays on the Theory of Sexuality.» In The Complete Psychological Works of Sigmund Freud, Vol. VII, London: Hogarth and the Institute
of Psychoanalysis.
Freud, Sigmund (1925). «Negation.» In The Complete Psychological Works of Sigmund Freud, Vol. XIX, pp. 235–242. London: Hogarth and the Institute of Psychoanalysis.
Freud, Sigmund (1927). «Fetishism.» In The Complete Psychological Works of Sigmund Freud, Vol. XXI, pp. 147–157. London: Hogarth and the Institute of Psychoanalysis.
Freud, Sigmund (1941). «Medusa’s Head.» International Journal for Psychoanalysis 22: 69.
Hippolyte, Jean. (1975). «A Spoken Commentary on Freud’s Verneinung by Jean Hyppolite.» In Jacques Lacan, The Seminar of Jacques Lacan, Book I: Freud’s Papers on
Technique, 1953–1954, pp. 289–299. New York: W. W. Norton & Co.
Ivleva, Larisa, and Mikhail Luriye (1997). «Ryazhenyy-demon, ryazhenyy v demona» [Disguised demon, disguised as a demon]. In Studies in Slavic Folklore and Folk Culture 1, ed. Andrey Arkhipova and Irene Polinskaya, pp. 63–82. Oakland: Berkeley Slavic Specialities.
Kristeva, Juila (1982). Powers of Horror: An Essay on Abjection. New York: Columbia University Press.
Lacan, Jacques (1977). The Seminar, Book XI. The Four Fundamental Concepts of Psychoanalysis. Richmond, Surrey: Hogarth Press.
Lacan, Jacques (1977). «The Signification of the Phallus.» In Écrits: A Selection. New York: W. W. Norton & Co.
Lacan, Jacques (1998). The Seminar, Book XX. Encore: On Feminine Sexuality, the Limits of Love and Knowledge. New York: W. W. Norton & Co.
Lacan, Jacques (2017). Formations of the Unconscious: The Seminar of Jacques Lacan,Book V. Cambridge: Polity.
Laplanche, Jean, and Jean-Bertrand Pontalis (1988). The Language of Psychoanalysis. London: Routledge.
Le Run, Jean-Louis (2005). «D’un millénaire à l’autre, Méduse.» Enfances & Psy 1.26: 43–54.
Levkiyevskaya, Yelena (2002). Slavyanskiy obereg. Semantika i struktura. [The Slavic guarding charm. Semantics and structure]. Moscow: Indrik.
Mitchell, Juliet (2001). Mad Men and Medusas: Reclaiming Hysteria. New York: Basic Books.
Pardo, Éléonore (2010). «Le regard médusé.» Recherches en psychoanalyse 1.9: 84–88.
Róheim Géza (1945). «Aphrodite, Or the Woman with a Penis.» The Psychoanalytic Quarterly 14.3: 350–90.
Sterba, Richard F. (1936). Handwörterbuch der psychoanalyse. Vienna: Internationaler psychoanalytischer Verlag.
Tremblay-Devirieux, Julie (2014). «Les écrits de la Méduse aujourd’hui: L’abjection du corps féminin dans les récits de Nelly Arcan.» Textimage. https://revue-textimage.
com/conferencier/03_parler_avec_meduse/tremblay-devirieux2.html.
Turkina, Olesya, and Viktor Mazin (2013). «Post pamyati ili Matritsa snyatiya zakly- atiya» [The fasting of the memory or the matrix of spell removal]. In: Cabinet Ω.
Bracha Lichtenberg Ettinger, pp. 16–55. St Petersburg: Skifiya-print.
Viennot, Éliane (2018). Le langage inclusif: pourquoi, comment. Petit précis historique et pratique. Donnemarie-Dontilly: Editions iXe.
Yuran, Ayten (2016). «Autizm: tochka ne-nachala» [Autism: The point of non-beginning]. Lacanalia 22: 87–92.
Žižek, Slavoj (1997). The Plague of Fantasies. London: Verso.
Žižek, Slavoj (2000). The Fragile Absolute: Or, Why is the Christian Legacy Worth Fighting For? London: Verso.
Zupančič, Alenka (2012). Ethics of the Real: Kant, Lacan. London: Verso. Zupančič, Alenka (2017). What is Sex? Cambridge, MA: MIT Press.
Опубликован
2022-01-25
Как цитировать
Беркутова, В. (2022). Отвращение к женскому: психоаналитическое прочтение мифа о Горгоне Медузе. Stasis, 12(2). извлечено от https://stasisjournal.net/index.php/journal/article/view/198