Сознание и аффективность. Спиноза и Выготский

  • Pascal Sévérac
Ключевые слова: Спиноза, Выготский, сознание, переживание, аффект

Аннотация

Статья посвящена сопоставлению философии Спинозы (1634–1677) и психологиии Выготского (1896–1934) с точки зрения их отношения к проблеме сознания: как определить эту инстанцию внутренней рефлексивности, если отталкиваться не от базового личностного мышления, но от межличностного,социального отношения,определяющего индивидуальное мышление? Одна из устойчивых дефиниций сознания по Выготскому: «Сознание есть переживание переживаний». Такое понимание близко к концепции Спинозы, который, определяя сознание как «идею идеи», объясняет, каким образом связаны сознание и аффективность. Итак, мы покажем, как сознание, понимаемое как аффект, формируется социальной средой и почему мы можем различать у ребенка степени сознания, в зависимости от которых переживаемый аффект развит в большей или меньшей мере, т. е. более или менее активен. Мы соотнесем силу рефлексивности сознания с силой обратимости телесных впечатлений — начиная с той, что проявляется в словах.

Биография автора

Pascal Sévérac

PhD in Philosophy, Преподаватель
Университет Париж-Эст Кретей
61 Avenue du Général de Gaulle, Créteil, France 94000
e-mai: pseverac@yahoo.fr 

Литература

Balibar, Etienne (2013). Identity and Difference: John Locke and the Invention of Consciousness. Ed. Stella Sandford, trans. Warren Montag. London: Verso.

Bernstein, Nikolai (2009). “On Dexterity and its Development.” In Dexterity and its Development, eds. Mark L. Latash and Michael T. Turvey, trans. Mark L. Latash, 3–246. New York: Psychology Press.

Bronckart, Jean-Paul and Friedrich Janette (2010). “Présentation.” In La signification historique de la crise en psychologie, Lev Vygotsky, 15–59. Paris: La Dispute.

Clot, Yves (2003). “Vygotski, la conscience comme liaison.” In Conscience, inconscient, émotions, Lev Vygotsky, 7–59. Paris: La Dispute.

Clot, Yves (2008). Travail et pouvoir d’agir. Paris: PUF.

Cristofolini, Paolo (2012). “Une nouvelle édition critique de l’Éthique.” In Spinoza trans- alpin, eds. Chantal Jaquet and Pierre-François Moreau, 11–22. Paris: Publications de la Sorbonne.

Descartes, Rene (1983). Œuvres de Descartes. Vol. VII, Meditationes de prima philosophia. Paris: Librairie philosophique J. Vrin.

Gueroult, Martial (1974). Spinoza. L’âme (Éthique, 2). Paris: Aubier-Montaigne.

Macherey, Pierre (1995). Introduction à l’Éthique de Spinoza. La troisième partie: la vie affective. Paris: PUF.

Sévérac, Pascal (2005). Le devenir actif chez Spinoza. Paris: Honoré Champion.

Spinoza, Benedict (1955). On the Improvement of Understanding, trans. R. H. M. Elwes. New York: Dover.

Spinoza, Benedict (1966). The Correspondence of Spinoza, ed. Abraham Wolf. London: Frank Cass.

Spinoza, Benedict (1985). The Collected Works of Spinoza, ed. Edwin Curley. Princeton: Princeton University Press.

Spinoza, Baruch (1988). Éthique. Trans. Bernard Pautrat. Paris: Éditions du Seuil. Spinoza, Benedict (1996). Ethics, ed. Edwin Curley. London: Penguin.

Toassa, Gisele (2014). “Creating a Materialistic Psychology—Sources and Influence of Spinoza in Vygotsky’s Works.” In International Journal of Liberal Arts and Social Science 2.5: 83–94. http://www.ijlass.org/data/frontImages/gallery/Vol._2_ No._5/9.pdf

Veresov, Nikolai (2014). “Émotions, perezhivanie et développement culturel: le projet inachevé de Lev Vygotski.” In Sémiotique, culture et développement psychologique, eds. Christiane Moro and Nathalie Muller Mirza, trans. Yves Bonin, 209–35. Villeneuve d’Ascq: Presses Universitaires du Septentrion.

Vygotsky, Lev (1982a). “Soznanie kak problema psichologii povedeniia” [Consciousness as a problem for the psychology of behaviour] [1925]. In Sobranie sochinenii, T. 3 [Collected works, Vol. III], 78–98. Moscow: Pedagogika.

Vygotsky, Lev (1982b). “Metodika refleksologicheskogo i psichologicheskogo issledovaniia” [The methods of reflexological and psychological investigation] [1924]. In Sobranie sochinenii, T. 1 [Collected works, Vol. I], 43–62. Moscow: Pedagogika.

Vygotsky, Lev (1987). “Thought and Word.” In The Collected Works of L. S. Vygotsky, Vol. I, eds. Robert W. Rieber and Jeffrey Wollock, trans. Norris Minick, 243–86. New York: Plenum Press.
Vygostky, Lev (1995). “The Problem of the Environment.” In The Vygotsky Reader, eds.

René Van der Veer & Jaan Valsiner, 338–54. Oxford: Blackwell.

Vygotsky, Lev (1997a). “The Methods of Reflexological and Psychological Investiga­ tion.” In The Collected Works of L. S. Vygotsky, Vol. III, eds. Robert W. Rieber and Jeffrey Wollock, 35–49. New York: Plenum Press.

Vygostky, Lev (1997b). “Consciousness as a Problem for the Psychology of Behavior.” In The Collected Works of L. S. Vygotsky, Vol. III, eds. Robert W. Rieber and Jeffrey Wollock, trans. René Van der Veer, 63–79. New York: Plenum Press.

Vygotsky, Lev (1997c). “Mind, Consciousness, the Unconscious.” In The Collected Works of L. S. Vygotsky, Vol. III, eds. Robert W. Rieber and Jeffrey Wollock, trans. René Van der Veer, 109–22. New York: Plenum Press.

Vygotsky, Lev (1999) “The Teaching about Emotions: Historical-Psychological Studies.” In The Collected Works of L. S. Vygotsky, Vol. VI, ed. Robert W. Rieber, trans. Marie J. Hall, 71–235. New York: Plenum Press.

Zavershneva, Ekaterina (2014). “The Problem of Consciousness in Vygotsky’s Cultural-Historical Psychology.” In The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology, eds. Anton Yasnitsky, René van der Veer, and Michel Ferrari, 63–100. Cambridge: Cambridge University Press.
Опубликован
2017-12-18
Как цитировать
Sévérac, P. (2017). Сознание и аффективность. Спиноза и Выготский. Stasis, 5(2). https://doi.org/10.33280/2310-3817-2017-5-2-80-109