Имманентность и желание: Делёз и политическое

  • Daniel W. Smith
Ключевые слова: Делёз, Гваттари, желание, Спиноза, Ницше, демократия

Аннотация

Спиноза поставил фундаментальную политическую проблему в виде вопроса о желании: почему люди борются за свое рабство так, как если бы речь шла об их спасении? Почему желание желает собственного подавления? Жиль Делёз и Феликс Гваттари поднимают этот вопрос в «Анти-Эдипе» и пытаются дать на него строгий ответ. В то время как Платон определил желание в терминах нехватки (я хочу чего-то потому, что мне этого не хватает), Кант произвел революцию в мышлении, определив желание в терминах производства(в силу того, что я хочу чего-то, я это произвожу). Именно этот концепт желания как производства позволяет Делёзу и Гваттари осуществить синтез Фрейда (либидинальная экономика) и Маркса (политическая экономия), хотя, как я утверждаю, более важными точками референции для Делёза и Гваттари являются Спиноза и Ницше. В заключение предлагается анализ отношения Делёза и Гваттари к вопросу о демократической политике.

Биография автора

Daniel W. Smith

Профессор факультет философии, университет Пердью,
100 N. UniversitySt., West Lafayette, IN 47907 USA
E-mail: smith132@purdue.edu

Литература

Connolly, William (2002). Neuropolitics: Thinking, Culture, Speed. Minneapolis: University of Minnesota Press.
Damasio, Antonio (2003). Looking for Spinoza: Joy, Sorrow, and the Feeling Brain. Orlando, FL: Harcourt.
Deleuze, Gilles (1977). “Nomad Thought.” In The New Nietzsche: Contemporary Styles of Interpretation, ed. David B. Allison, 142-49. Cambridge, MA: MIT Press.
Deleuze, Gilles (1990). The Logic of Sense [1969]. Trans. Mark Lester with Charles Stivale, ed. Constantin V. Boundas. New York: Columbia University Press.
Deleuze, Gilles, and Félix Guattari (2004). “On Capitalism and Desire” (interview). In Desert Islands and Other Texts, ed. Sylvre Lotinger, trans. Michael Taormina, 262-73. Los Angeles, CA: Semiotext(e)
Deleuze, Gilles, and Félix Guattari (1983). Anti-Oedipus [1972]. Trans. Robert Hurley, Mark Seem, Helen R. Lane. Minneapolis: University of Minnesota Press.
Deleuze, Gilles, and Félix Guattari (1987). A Thousand Plateaus [1980]. Trans. Brian Massumi. Minneapolis: University of Minnesota Press.
Grisoni, Dominique (1982). “Onomatopoeia of Desire.” In Theoretical Strategies, ed. P. Botsman, 169-82. Sydney: Local Consumption.
Kant, Immanuel (1957). Critique of Judgment [1790]. Trans. James Creed Meredith, Oxford: Oxford University Press.
Kant, Immanuel (1993). Critique of Practical Reason [1788]. Trans. Lewis White Beck. New York: Macmillan.
Klossowski, Pierre (2017). Living Currency (1970). Trans. Vernon Cisney, Nicolae Morar, Daniel W. Smith. London: Bloomsbury.
Leibniz, Gottfried (1969 [1698]). “Clarification of the Difficulties which Mr. Bayle has Found in the New System of the Union of Soul and Body.” In Philosophical Papers and Letters, 2d ed., ed. Leroy E. Loemker, 492-97. Dordrecht: D. Reidel.
Mengue, Philippe (2003). Deleuze et la question de la démocratie. Paris: Editions L’Harmattan.
Nietzsche, Friedrich (1966). Beyond Good and Evil [1886]. Trans. Walter Kaufmann. New York: Random House.
Nietzsche, Friedrich (1967). Will to Power [1901]. Trans. Walter Kaufmann and R. J. Hollingdale. New York: Random House.
Nietzsche, Friedrich (1968). “Genealogy of Morals.” In Basic Writings of Nietzsche I, 2, ed. and trans. Walter Kaufmann, 499–599. New York: Modern Library.
Nietzsche, Friedrich (1974). The Gay Science [1882]. Trans. Walter Kaufmann. New York: Vintage.
Nietzsche, Friedrich (1997). Daybreak: Thoughts on the Prejudices of Morality [1881]. Eds. Maudemarie Clark and Brian Leiter, trans. R. J. Hollingdale. Cambridge: Cambridge University Press.
Parkes, Graham (1996). Composing the Soul: The Reaches of Nietzsche’s Psychology. Chicago: University of Chicago Press.
Patton, Paul (2000). Deleuze and the Political. New York: Routledge.
Patton, Paul (2010). Deleuzian Concepts: Philosophy, Colonization, Politics. Stanford: Stanford University Press.
Patton, Paul (2011). “What is Deleuzean Political Philosophy?” In Crítica Contemporánea. Revista de Teoría Politica 1: 115–26.
Patton, Paul (2014). “Deleuze and Democratic Politics.” In Radical Democracy: Politics Between Abundance and Lack, eds. Lars Tønder and Lasse Thomassen, 50-67. Manchester: Manchester University Press.
Plato (1925). Symposium. Trans. W. R. M. Lamb. Loeb Classical Library No. 166. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Rossett, Clement (1971). Logique du pire. Paris: Presses Universitaires de France.
Sibertin-Blanc, Guillaume (2016). State and Politics: Deleuze and Guattari on Marx. Trans. Ames Hodges. Los Angeles, CA: Semiotext(e).
Spinoza, Baruch (1996). Ethics [1677]. Trans. Edwin Curley. London: Penguin.
Spinoza, Baruch (1985). “The Emendation of the Intellect” [1677]. In The Collected Works of Spinoza, ed. and trans. Edwin Curley, 3–45. Princeton: Princeton University Press.
Spinoza, Baruch (1998). Theological-Political Treatise [1670]. Trans. Samuel Shirley. Indianapolis: Hackett.
Tønder, Lars (2005). Experiences of Tolerance: Immanence, Transcendence, Hilaritas. PhD Dissertation submitted to Johns Hopkins University, USA.
Wilson, Sarah (2006). “Pierre Klossowski: Epiphanies and Secrets.” In Pierre Klossowski, ed. Anthony Spira and Sarah Wilson, 4–17. London: Hatje Cantz.
Опубликован
2019-07-13
Как цитировать
Smith, D. W. (2019). Имманентность и желание: Делёз и политическое. Stasis, 7(1). https://doi.org/10.33280/2310-3817-2019-7-1-124-138
Раздел
Статьи