Конец фильма. Монтаж и глубина времени в «Гармониях Веркмейстера» Белы Тарра

  • Serge Margel
Ключевые слова: время, глубина, длинный кадр (кадр­эпизод), конец, монтаж, пространство, руина, эсхатология

Аннотация

Что говорит нам кино об эсхатоне? Что говорят нам мобильные и проецируемые образы о последнем моменте времени, о том, что кладет предел временной последовательности, «длинному кадру» или «кадру­эпизоду». Какого типа монтаж позволяет нам вписать этот момент в плоскость образа? В данной статье я исследую это время конца, отталкиваясь от кинематографической гипотезы «Гармоний Веркмейстера» Белы Тарра. Я отталкиваюсь от ряда длинных кадров этого фильма, в которых время смещается в пространство за счет вписывания в поле образа того, что находится вне этого поля. Эти длинные кадры составляют цезуру во временном течении фильма, цезуру, которую я называю эсхато­кинематографическим временем.

Биография автора

Serge Margel

Профессор философии
Лозанский университет 
1015 Lausanne, Switzerland
e-mail: sergemargel@geneva-link.ch

Литература

Bazin, André (1972). Orson Wells. Paris: Le Cerf.

Blanchot, Maurice (1969). L’Entretien infini. Paris: Gallimard.

Breton, Emile (2011). “Quelques jalons dans une œuvre vouée au noir. Du Nid familial au Cheval de Turin, la longue marche vers le désespoir absolu”. Vertigo 41: 96–101.

“Découpage intégral et dialogues” (2011). réd. Sylvain Angiboust. L’Avant scène cinema 588: 30–61.

Deleuze, Gilles (1958). L’image-temps. Paris: Minuit.

“Entretien avec Béla Tarr” (2011). L’Avant-scène cinéma 588: 4–7.

Giannouri, Evgenia (2011). “Voir avec perte. Autour d’un plan-séquence des Harmonies Werckmeister”. Vertigo 41: 108–110.

Margel, Serge (2014). “Le corps du témoin. Sur la vision eschatologique du martyr”. Recherches de science religieuse 102/3: 431–448.

Maury, Corrine et Olivier Zuchuat (2016). “Tout lieu a un visage. Entretien avec Béla Tarr”. Dans Béla Tarr, De la colère au tourment, sous la dir. de Corinne Maury et Sylvie Rollet. Crisnée: Yellow Now.

Puech, Émile (1997). “Messianisme, eschatologie et résurrection dans les manuscrits de la mer Morte”. Revue de Qumrân 18: 255–298.

Rancière, Jacques (2003). Le destin des images. Paris: La fabrique.

Rancière, Jacques (2011). Béla Tarr, le temps d’après. Nantes: Capricci.

Rollet, Sylvie (2006). “Béla Tarr ou le temps inhabitable”. Positif 542: 101–103.

Rollet, Sylvie (2011). “Une phénoménologie du chaos”. Vertigo 41: 102–107.

Rollet, Sylvie (2016). “L’étoffe rythmique du monde: une théorie à l’œuvre”. Dans Béla Tarr, De la colère au tourment, sous la dir. de Corinne Maury et Sylvie Rollet. Crisnée: Yellow Now.

Rondeau, Corinne (2004). “Le gris du monde”. Trafic 49: 24–28.

Sierek, Karl (2016). “Durée et contingence. Une révision du plan­séquence”. Dans Béla Tarr, De la colère au tourment, sous la dir. de Corinne Maury et Sylvie Rollet. Crisnée: Yellow Now.

Tarr, Béla 2013. “Tous ces films ne servent à rien s’ils ne changent pas les idées des hommes”. Nunc 29: 13–16.

Valkola, Jarmo (2003). “L’esthétique visuelle de Béla Tarr”. Dans Théorème. Paris: Presses Sorbonne Nouvelles.
Опубликован
2017-07-24
Как цитировать
Margel, S. (2017). Конец фильма. Монтаж и глубина времени в «Гармониях Веркмейстера» Белы Тарра. Stasis, 5(1). извлечено от https://stasisjournal.net/index.php/journal/article/view/10
Раздел
Тематические статьи